РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МЮЗИКЛ

МЮЗИКЛ

МЮЗИКЛ МЮЗИКЛ (от англ. musical comedy, musical play - муз. комедия, муз. пьеса) - музыкально-театральный жанр. Зародился в 20-е гг. 20 в. на Бродвее, явился символом новой театр. эстетики и нового театр. менеджмента (в годы «великой депрессии», тотального наступления кино и радио муз. т-р вынужден был жить в условиях жесткой конкуренции). Первым образцом М. принято считать пьесу «Show Boat» (1927) Оскара Хаммерстайна и Джерома Керна по одноименному роману Эдны Ферберс, в к-рой впервые отчетливо обозначились типологии, черты жанра: единство лит-ры и музыки (стихов и пения), сценич. движения и оформления. М. как жанр впитал в себя нек-рые черты оперетты, эстрадных шоу, варьете с особым ощущением сценич. времени и темпо-ритма, броскости материала и т. п. В 1930-е гг. развитие М. связано с именами Д. Гершвина («Тебе я пою», 1931, отмечен Пулитцеровской премией), Г. Роума («Булавки и иголки», выдержал 1108 представлений), К. Портера, К. Вайля, Р. Роджерса и Л. Харта: «Американская милашка», 1931; «Нацыпочках», 1936; «Парнииз Сиракуз», 1938, либретто Дж. Эббота, хореография Дж. Баланчина, по шекспировской «Комедии ошибок». Здесь было положено начало традиции использования сюжетов «высокой» лит-ры, что особенно заметно становится в «золотой период» развития М. в 1940 -50-е гг. Обращение к «чертам вечности» (А. Керр) ощутимо в М. «Оклахома!» Р. Роджерса и О. Хаммерстайна (1943, по народной пьесе), «Целуй меня, Кэт» К. Портера (1948, оригин. либретто Б. и С. Спевак по «Укрощению строптивой» Шекспира), «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и А.Дж. Лернера (1956, по пьесе Б. Шоу «Пигмалион»), «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (1957, с аллюзиями из «Ромео и Джульетты» У. Шекспира). Известны случаи адаптации в М. «высокой» музыки - Э. Грига в «Песни о Норвегии» (1943) в обработке Р. Райта и Дж. Фореста. Ими же сделана обработка музыки А. П. Бородина для М. «Кисмет» (1953, по пьесе Э. Кноблока) и И. Штрауса («Большой вальс», 1970).

В 1960-е гг. создается ряд популярнейших М.: «Скрипач на крыше» Дж. Стайна (1964, по рассказам Шолом-Алейхема), «Хелло, Долли» Дж. Германа (1964), «Человек из Ламанчи» М. Лея и Д. Вассермана (1965, по «Дон Кихоту» Сервантеса), «Кабаре» Дж. Кэндера и Ф. Эбба (1966), «Аплодисменты» («Все о Еве») Ч. Строуза и Л.Адамса (в сезоне 1969/ 70 удостоен премии «Тони» - бродвейского аналога премии «Оскар» в Голливуде; за роль в этом спектакле певица Б. Стрейзанд получила звание «лучшей актрисы десятилетия»).

В отличие от европейских стран, где М. развивался под сильным влиянием американской традиции жанра, в СССР и России жанр М. в значит. степени испытал воздействие отеч. традиций - водевиля 19 в., оперетты и песни (Н. Стрельников, И. Дунаевский) и представлен именами А. Петрова («Мы хотим танцевать»), Г. Гладкова («Дульсинея Тобосская», «Бременские музыканты»), А. Колкера («Овод», «Труффальдино», трилогия по Сухово-Кобылину «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»), М. Дунаевского «Три мушкетера»), Е. Птичкина («Дилижанс из Руана»), А. Журбина («Мымра», «Агент 00»), В. Дашкевича («Белоснежка», «Пеппи Длинный чулок»), В. Плешака («Валенсианская вдова»), А. Сойникова («Сирано де Бержерак») и др.

Лит.: К у д и н о в а Т. Н. От водевиля до мюзикла. М., 1982.