РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Как композитор, основное внимание М. уделял симф. музыке. В 27 симфониях и др. сочинениях для оркестра М. продолжает классич. традиции рус. симфонизма, воплощает в музыке актуальные события современности, как в 4-й симфонии, отражающей события войны (1917), и в 16-й, связанной с темой авиации (1936). Он часто передает события прошлого, как в 8-й симфонии, первонач. замысел к-рой определен образом Степана Разина (1925), широко используя народно-песенный материал, цитируя изв. песни («Карманьола», «Са ira») в 6-й симфонии (1923). В произв. М. стремится к демократизации муз. форм, доступности симфонич. концепций, одновременно раскрывая новые оркестровые возможности, как в 19-й симфонии, написанной для духового оркестра (1939), а также преобразовывая симфонич. цикл, как в 21-й симфонии (1940). Последняя симфония М. (1949) - своеобразный итог 40-летней работы в симф. жанре.
Среди др. произв. выделяются струнные квартеты (всего 13 произв.). Мастерство М. проявляется в отчетливом владении крупной инструмент. формой, сочетающей собственный материал с народно-песенными интонациями. Лучшие произв. - квартеты 5-й (1939), 9-й (1943), 13-й (1949). К интересным камерным произв. относятся также сонаты для скрипки и фп., виолончели и фп. Наследие М. включает также сонаты и небольшие пьесы для фп., концерты, хоровые произв., романсы и др. сочинения. Нар. артист СССР (1946). Д-р иск-ведения (1940).
Лит.: Ливанова Т. Н. Н.Я. Мясковский: Творч. путь. М., 1953; Н.Я. Мясковский: Собр. материалов: В 2 т. / Ред., сост. и примеч. С. Шлиф-штейна. М., 1964; Л а м м О. П. Страницы творч. биографии Мясковского. М., 1989.