РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
М. принадлежит к числу крупнейших реформаторов музыки 19 в. Одним из основных его требований, предъявляемых к создаваемым произведениям, была высокая содержательность, достоверность в изображении героев и событий. Его иск-во отличают поиски новых драматургич. приемов в решении традиционных жанров и форм. М. последовательно и настойчиво применял новые средства выразительности, создавая новую систему муз. интонирования, основанную на живой, реальной интонации человеч. речи.
Творч. наследие М. связано преимущественно с вокальной музыкой. Ему принадлежат оперы «Борис Годунов» на сюжет А.С. Пушкина (1-я ред. - 1869, 2-яред. - 1872), «Хованщина» на собственное либретто (1872, не окончена), «Женитьба» на текст Н.В. Гоголя (1868, не окончена), «Саламбо» на сюжет Г. Флобера (1863 - 66, не окончена), опера-балет «Млада» (1872, коллективное произв., где М. написаны 3 сцены), «Сорочинская ярмарка» на сюжет Н.В. Гоголя (1874, не окончена). Каждая из опер открывает новые горизонты в развитии жанра. Два центр. произведения, «Борис Годунов» и «Хованщина» (М. вынашивал идею создания также оп. «Пугачевщина»), решенных в характере муз. народной драмы, продолжают традиции историч. оперы М.И. Глинки, закладывая принципы новой оперной драматургии. Сложность и многоплановость действия, точные психологич. характеристики действующих лиц, мастерство в обрисовке основных сюжетных конфликтов сделали обе оперы крупнейшими событиями в истории рус. и европ. оперы. Интересным и плодотворным опытом стало претворение в музыке прозаич. текста (первый акт «Женитьбы» по Н.В. Гоголю). «Сорочинская ярмарка», продолжая в рус. музыке серию «гоголевских» опер. открывала новые пути в решении жанра комич. оперы, столь ярко проявившейся затем в 20 в.
М.П. Мусоргский. Худ. И.Е. Репин. 1881
Песни и романсы раскрывают мастерство М. как художника-психолога, создавшего яркую галерею муз. портретов («Светик Саввишна», «Семинарист»), поражающих правдивостью жизненных картин («Калистрат»), лирико-трагич. образы («Листья шумели уныло»). Высочайшим достижением стали 3 вок. цикла. Написанный в 1872 на собственные слова цикл «Детская», раскрывающий бесхитростный и одновременно богатый мир ребенка; цикл «Без солнца» (на ел. А.А. Голенищева-Кутузова, 1874), носящий черты исповедальное™, и цикл «Песни и пляски смерти» (на сл. А.А. Голенищева-Кутузова, 1877), потрясающий своей трагедийностью, рождают новую в рус. музыке трактовку вок. цикла не только как группы песен, объединенных сюжетно, тонально, интонационно, но как сложного драматич. «действа».
Инструмент. творчество М., менее значит. по объему, также раскрывает своеобразие программного мышления композитора, создавшего прекрасные муз. оркестровые картины «Иванова ночь на Лысой горе» (1867), «Рассвет на Москва-реке» (вступление к оп. «Хованщина») и проч. Одним из самых популярных фортепианных сочинений М. является его цикл «Картинки с выставки» (1874), муз. средствами воссоздающий образы рисунков В.А. Гартмана. Параллели с произведениями изобразит. иск-ва отнюдь не низвели пьесы М. до уровня муз. иллюстраций, а напротив, позволили ему создать красочное звуковое полотно, объединяющее разножанровые и разнохарактерные пьесы.
Соч.: Литературное наследие: В 2 кн. / Сост. А. А. Орлова, М.С. Пекелис. М.,1971-72.
Лит.: Орлова А. А. Труды и дни М.П. Мусоргского: Летопись жизни и творчества. М., 1963; Фрид Э.Л. М.П. Мусоргский: Проблемы творчества: Исслед. Л., 1981.