РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МУРАТОВА Кира Георг.

МУРАТОВА Кира Георг.

МУРАТОВА Кира Георг. МУРАТОВА Кира Георг. (род. 1934) кинорежиссер, сценарист, киноактриса. В 1959 окончила ВГИК (мает. С.А. Герасимова). Дипл. работа - ф. «У крутого яра» (1962, совм. с А.И. Муратовым) и ф. «Наш честный хлеб» (1965, реж. и актриса). Реж. на Одесской к/ст, на ф. А. Хамраева «Я тебя помню» была реж.-монтажером. Первый самостоят. ф. - «Короткиевстречи» (1967), где М. выступила как соавтор сценария и актриса, а партнером ее стал B.C. Высоцкий. Вслед. картине «Долгие проводы» (1971, выпуск 1987) складывается поэтическое видение реж.: в худож. ткань ф. введены весьма индивидуальные линии поведения, обнаруживается внимание к интонации, мелким фактам, деталям обыденной жизни, к-рые выступают отнюдь не в «проходной» роли, но создают особый, неповторимый мир. Эти два и последующий ф. «Познавая белый свет» (1978, сценарий Г. Бакланова при участии М.), по собств. оценке реж., решены в эмоционально-светлом ключе, хотя в них и начинает просматриваться прихотливый «поток жизни» и насыщенный метафоризм. Следует также отметить свойственную М. творч. манеру - постоянное переключение реальности происходящего в ф. в др. измерения, своего рода амбивалентность видения. Подобный подход к киноматериалу отвечал и намечающейся тенденции в 1960 -70-х гг.: открытие новой кинематографич. реальности с ее вниманием к детали и напряженным ритмом.

С ф. «Перемена участи» (1988, по рассказу С. Моэма «Записка») началось т.н. «странное» кино М. Она с блеском сочетает, казалось бы, взаимоисключающие в жизни понятия: с одной стороны, происходит максимальное погружение в неопределенность, с другой - подчеркивается стремление сделать все в ф. абсолютно реальным. После перерыва М. обратилась к экранизации повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» (1983). Ф., повествующий о людях, выпавших из нормального быта, получил название «Среди серых камней».

Все ф. М. связаны со временем, их породившим. В этом смысле характерна своеобразная трилогия времен «перестройки»: «Астенический синдром» (1989, приз «Серебряный медведь», спец. приз жюри на МКФ в Берлине, 1990, «Ника-90» за лучший игровой ф.); «Чувствительный милиционер» (1992, приз кинопрессы «За лучшую режиссерскую работу», «Кино для избранных» - спец. приз жюри на фест. «Кинотавр-92»); «Увлеченья» (1994, по повести Б. Дедюхина, М. - соавтор сценария). Интерес реж. сосредоточивается на феноменологии человеч. личности, выраженной в чудачествах и странностях человеч. природы. Представленный во всех трех ф. шокирующий материал (матерящиеся женщины, обнаженные мужчины, морг, живодерня, косноязычие гл. героев и серьезные рассуждения) не просто отражает обыденную жизнь, но и противостоит ей. Созд. в 1997, гармонично и цельно выстроенный ф. «Три истории» говорит о предельной дисгармонии и бесцельности существования.