МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ (от лат. multiplicatio - умножение. В аналогии,
значении употребляется также термин «анимация» от фр. animation- одушевление)
- вид кино, в к-ром ф. создается путем последовательной покадровой съемки
изображенных фаз движения плоских (графических, живописных, силуэтных,
плоских марионеток - графич. или рисованная М.) или объемных объектов (объемная
М.), иллюзия движения к-рых возникает при проекции на экран. М. была изобретена
раньше кино. 30 авг. 1877 во Франции было запатентовано изобретение праксиноскопа
Э. Рейно - аппарата, с пом. к-рого на экран проецировались нарисованные
на бум. ленте фазы движения. Первые рисованные мультф., снятые кинематографич.
путем, были созданы во Франции Э. Колем в 1907. Создателем объемной М.
считается реж. рус. дорев. кино В. Старевич. Важный вклад в развитие М.
внес амер. реж. и продюсер Уолт Дисней. Начиная с 20-х гг. он ставил короткометр.
рисов. мультф. с пост. персонажами, объединявшиеся в серии, в кон. 30-х
гг. перешел на постановку полнометр. мультф. Дисней ввел новую технологию
создания рисов. мультф., к-рая сохранилась до наших дней, создал систему
пром., конвейерного произ-ва мультф. Использование целлулоидных листов,
позволивших накладывать изобр. одно на другое и менять фазы движения, не
меняя фона; разделение труда художников, введенные Диснеем, удешевили и
упростили процесс произ-ва мультф. Начиная с 30-х гг. растет влияние Диснея
на мир. М. Но уже тогда передовые реж. М. пытаются противостоять нетворч.
освоению опыта реж. (т. н. «диснеевщина»), выразившемуся в стандартизации
изобр. яз., в ограничении жанр. палитры М. одними развлекат. мультф. В
20-е гг. в различных городах нашей страны появляются разобщенные группы
мультипликаторов: Н. Ходатаева в Москве, М. Цехановского в Ленинграде,
В. Левандовского в Одессе. В 1936 была организована к/ст «Союзмультфильм»,
позволившая расширить произ-во мультф. В послевоен. годы плодотворные процессы
в развитии мир. М. происходят в странах Вост. Европы (отсутствие мульт.
произ-ва в довоен. годы избавило их от влияния «диснеевщины»). В Чехословакии
развивается объемная М., продолжающая традиции нац. фольклора. Реж. И.
Трнка, Г. Тырлова, К. Земан и др. доказали, что М. доступны этика, лиризм,
высокая поэзия. В Югославии развивается т.н. редуцированная М., отличающаяся
макс. лаконизмом в использовании выразит. средств; разрабатывается жанр
притчи (реж. Загребской школы Д. Вукотич и др.). Предельной лаконичностью
и выразительностью графич. яз. отличаются мультф. рум. реж. И. Попеску-Гопо.
В нашей стране возрождение М. началось в нач. 60-х гг. - «Лиса, бобер и
др.» Цехановского (1960), «Большие неприятности» В. и 3. Брумберг (1961),
«Баня» С. Юткевича и А. Карановича (1961). Возрождение М. выразилось в
индивидуализации изобр. яз., расширении жанр. палитры, постановке «серьезных»
мультф. для взрослых. В 60-80-х гг. сов. М. переживает признанный во всем
мире подъем. В ней формируются реж. с яркими, глубоко индивидуальными почерками.
Ф. Хитрук работает преим. в жанре притчи, в стилистике, близкой редуцированной
М. («История одного преступления», 1962; «Человек в рамке», 1966; «Фильм,
фильм, фильм!», 1968; «Остров», 1973). А. Хржановский в своих мультф. отталкивается
от худ. ассоциаций, обращается к жанру лит-вед. и иск-вед, иссл. («Стеклянная
гармоника», 1968; «День чудесный», 1973; «Я к Вам лечу воспоминаньем»,
1977; «И с Вами снова я», 1981; «Осень», 1982). Ю. Норштейн своими ф. «Цапля
и журавль» (1975), «Ежик в тумане» (1976) и особ. «Сказка сказок» (1980)
показал, что по глубине размышления о жизни, тонкости психол. анализа,
многомсрности и насыщенности образа М. может соперничать с лучшими произв.
игрового кино. Специфика М. делает ее выразит. возможности безразличными
(Д. Вукотич писал, что границы М. совпадают с границами мечты). Совр. М.
чрезвычайно разнообразна по тематике, направлению стилевых и жанр. поисков.
В ней размываются границы между рисов. и объемной М., между М. и др. видами
кино - игровым, науч.-попул., док. В совр. М. используется самая разнообразная
техника - применяется покадровая съемка предметов и персонажей, ведутся
эксперименты с нанесением изобр. прямо на пленку, большое эстетич. значение
приобретает способ фиксации изображения (рис., фотографии или кинокадра),
для создания изображ. используются легко мнущиеся (пластилиновая М.) и
сыпучие вещества. Большие произв. и худож. возможности открывает применение
в М. компьют. техники.
Мультипликация. Кадр из мультфильма «Шапокляк». Реж. Р. Качанов
Лит.: А с е н и н С. Мир мультфильма. М., 1966; Его же. Волшебники
экрана. М., 1974; Мудрость вымыслов. М., 1983.