РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ (от лат. multiplicatio - умножение. В аналогии, значении употребляется также термин «анимация» от фр. animation- одушевление) - вид кино, в к-ром ф. создается путем последовательной покадровой съемки изображенных фаз движения плоских (графических, живописных, силуэтных, плоских марионеток - графич. или рисованная М.) или объемных объектов (объемная М.), иллюзия движения к-рых возникает при проекции на экран. М. была изобретена раньше кино. 30 авг. 1877 во Франции было запатентовано изобретение праксиноскопа Э. Рейно - аппарата, с пом. к-рого на экран проецировались нарисованные на бум. ленте фазы движения. Первые рисованные мультф., снятые кинематографич. путем, были созданы во Франции Э. Колем в 1907. Создателем объемной М. считается реж. рус. дорев. кино В. Старевич. Важный вклад в развитие М. внес амер. реж. и продюсер Уолт Дисней. Начиная с 20-х гг. он ставил короткометр. рисов. мультф. с пост. персонажами, объединявшиеся в серии, в кон. 30-х гг. перешел на постановку полнометр. мультф. Дисней ввел новую технологию создания рисов. мультф., к-рая сохранилась до наших дней, создал систему пром., конвейерного произ-ва мультф. Использование целлулоидных листов, позволивших накладывать изобр. одно на другое и менять фазы движения, не меняя фона; разделение труда художников, введенные Диснеем, удешевили и упростили процесс произ-ва мультф. Начиная с 30-х гг. растет влияние Диснея на мир. М. Но уже тогда передовые реж. М. пытаются противостоять нетворч. освоению опыта реж. (т. н. «диснеевщина»), выразившемуся в стандартизации изобр. яз., в ограничении жанр. палитры М. одними развлекат. мультф. В 20-е гг. в различных городах нашей страны появляются разобщенные группы мультипликаторов: Н. Ходатаева в Москве, М. Цехановского в Ленинграде, В. Левандовского в Одессе. В 1936 была организована к/ст «Союзмультфильм», позволившая расширить произ-во мультф. В послевоен. годы плодотворные процессы в развитии мир. М. происходят в странах Вост. Европы (отсутствие мульт. произ-ва в довоен. годы избавило их от влияния «диснеевщины»). В Чехословакии развивается объемная М., продолжающая традиции нац. фольклора. Реж. И. Трнка, Г. Тырлова, К. Земан и др. доказали, что М. доступны этика, лиризм, высокая поэзия. В Югославии развивается т.н. редуцированная М., отличающаяся макс. лаконизмом в использовании выразит. средств; разрабатывается жанр притчи (реж. Загребской школы Д. Вукотич и др.). Предельной лаконичностью и выразительностью графич. яз. отличаются мультф. рум. реж. И. Попеску-Гопо. В нашей стране возрождение М. началось в нач. 60-х гг. - «Лиса, бобер и др.» Цехановского (1960), «Большие неприятности» В. и 3. Брумберг (1961), «Баня» С. Юткевича и А. Карановича (1961). Возрождение М. выразилось в индивидуализации изобр. яз., расширении жанр. палитры, постановке «серьезных» мультф. для взрослых. В 60-80-х гг. сов. М. переживает признанный во всем мире подъем. В ней формируются реж. с яркими, глубоко индивидуальными почерками. Ф. Хитрук работает преим. в жанре притчи, в стилистике, близкой редуцированной М. («История одного преступления», 1962; «Человек в рамке», 1966; «Фильм, фильм, фильм!», 1968; «Остров», 1973). А. Хржановский в своих мультф. отталкивается от худ. ассоциаций, обращается к жанру лит-вед. и иск-вед, иссл. («Стеклянная гармоника», 1968; «День чудесный», 1973; «Я к Вам лечу воспоминаньем», 1977; «И с Вами снова я», 1981; «Осень», 1982). Ю. Норштейн своими ф. «Цапля и журавль» (1975), «Ежик в тумане» (1976) и особ. «Сказка сказок» (1980) показал, что по глубине размышления о жизни, тонкости психол. анализа, многомсрности и насыщенности образа М. может соперничать с лучшими произв. игрового кино. Специфика М. делает ее выразит. возможности безразличными (Д. Вукотич писал, что границы М. совпадают с границами мечты). Совр. М. чрезвычайно разнообразна по тематике, направлению стилевых и жанр. поисков. В ней размываются границы между рисов. и объемной М., между М. и др. видами кино - игровым, науч.-попул., док. В совр. М. используется самая разнообразная техника - применяется покадровая съемка предметов и персонажей, ведутся эксперименты с нанесением изобр. прямо на пленку, большое эстетич. значение приобретает способ фиксации изображения (рис., фотографии или кинокадра), для создания изображ. используются легко мнущиеся (пластилиновая М.) и сыпучие вещества. Большие произв. и худож. возможности открывает применение в М. компьют. техники.

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

Мультипликация. Кадр из мультфильма «Шапокляк». Реж. Р. Качанов

Лит.: А с е н и н С. Мир мультфильма. М., 1966; Его же. Волшебники экрана. М., 1974; Мудрость вымыслов. М., 1983.