МУХИНА Вера Игн. (1889-53) - скульптор (станковист и монументалист),
рисовальщик, успешно работала в обл. декор.-прикл. иск-ва, театр. костюма,
педагог; Нар. худож. СССР (1943), дейст. чл. АХ СССР (1947); училась в
студиях К.Ф. Юона, И.И. Машкова (1909-12), в Париже у Э.А. Бурделя (1912
- 14); член Об-ва рус. скульпторов - ОПС (1926). Автор многочисл. острохарактерных
портретов, символич. и аллегорич. скульпт. композиций, пам. деятелям отеч.
культуры, произв. декор.-прикл. иск-ва (вазы, мелкая пластика), театр.
костюмов. В ранний период тв-ва испытывает влияние кубизма, определившее
на всю жизнь отношение к конструктивности формы. В русле этого направления
выполнены проекты пам. монум. пропаганды («Пламя революции», 1922 - 23
и др.). В ряде станковых произв. 1920-х гг. решает специфически важные
для скульптора задачи: передача движения (его динамика, сопротивление масс
объема пространству и т. д.), ощущение плотности объемов, ритм их сложных
ракурсов и т. д. («Юлия», 1922; «Ветер», 1926; «Горе», 1927 и др.). Полнокровность
жизненных образов. их чувств. начало сближают тв-во М. с тв-м Бурделя,
Ш. Деспио и свидетельствуют о реалистич. устремлениях автора. 1930-е гг.
- активный и плодотворный период тв-ва М. Участие в многочисл. конкурсах
способствует развитию дарования М. как монументалиста. М. борется против
бездумного украшательства, за «синтетич. содружество архитектуры, скульптуры
и живописи», одновр. сама М. испытывает влияние тоталитарного об-ва, не
все созданные работы худож. равнозначны, мн. творчески интересные замыслы
остаются неосуществл. («Плодородие», 1934; «Земля», «Море» - обе 1938 и
мн. др.). Шир. известная скульпт. гр. «Рабочий и колхозница», украсившая
Сов. павильон на междунар. выставке в Париже (арх. Б. Иофан, 1937), отражает
концепцию представлений об идеальной социалистич. государственности, свидетельствует
об успешном решении проблем синтеза иск-в. В послевоен. период М. реализует
исполненный И. Д. Шадром проект пам. A.M. Горькому (совм. с Н.Г. Зелснской,
З.Г. Ивановой, арх. З.М. Розенфельд, 1951, Москва), работает над пам. П.И.
Чайковскому (арх. А.А. Заварзин, 1954, Москва), оформляет выставки, театр.
спектакли и т. д. На протяж. всей жизни успешно работает в портретном жанре,
создает духовно-содержательные, психологич. острые, композиционно разнообр.
портреты деят. к-ры и науки. На раннем этапе заметно стремление к осмыслению
классич. традиций (портрет А.А. Замкова, 1918), позднее - усиление индивид.
хар-к (портреты С.А. Котлярского, 1929; С.С. Юдина, 1940 и др.), акцентирование
важных сущностно-моральных черт нар., нац. характеров (портреты С.А. Замкова,
1934; Б.А. Юсупова, 1942; Н.Н. Бурденко, 1942 - 43; академика А.Н. Крылова,
1945 и мн. др.). Умело использовала традиц. мат-лы: мрамор, бронзу; много
экспериментировала в поисках новых (алюминий, стекло), выявляя их декор.
возможности. Широко и многообразно графич. наследие М. (в том числе совместно
с А.А. Экстер и др. работы над театр. костюмами). Преподавала в Моск. высш.
худож.-пром. уч-ще (1926 - 27) и ВХУТЕИНе (1926-30).
В. И. Мухина. Эскиз костюма к спектаклю «Ужин злых шуток». 1916
Лит.: В.И. Мухина; Худож. и лит.-критич. наследие: В 3 т. М.,
1959 - 60; Воронов Н. В. Вера Мухина. М., 1989.