РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МУХИНА Вера Игн.

МУХИНА Вера Игн.

МУХИНА Вера Игн. МУХИНА Вера Игн. (1889-53) - скульптор (станковист и монументалист), рисовальщик, успешно работала в обл. декор.-прикл. иск-ва, театр. костюма, педагог; Нар. худож. СССР (1943), дейст. чл. АХ СССР (1947); училась в студиях К.Ф. Юона, И.И. Машкова (1909-12), в Париже у Э.А. Бурделя (1912 - 14); член Об-ва рус. скульпторов - ОПС (1926). Автор многочисл. острохарактерных портретов, символич. и аллегорич. скульпт. композиций, пам. деятелям отеч. культуры, произв. декор.-прикл. иск-ва (вазы, мелкая пластика), театр. костюмов. В ранний период тв-ва испытывает влияние кубизма, определившее на всю жизнь отношение к конструктивности формы. В русле этого направления выполнены проекты пам. монум. пропаганды («Пламя революции», 1922 - 23 и др.). В ряде станковых произв. 1920-х гг. решает специфически важные для скульптора задачи: передача движения (его динамика, сопротивление масс объема пространству и т. д.), ощущение плотности объемов, ритм их сложных ракурсов и т. д. («Юлия», 1922; «Ветер», 1926; «Горе», 1927 и др.). Полнокровность жизненных образов. их чувств. начало сближают тв-во М. с тв-м Бурделя, Ш. Деспио и свидетельствуют о реалистич. устремлениях автора. 1930-е гг. - активный и плодотворный период тв-ва М. Участие в многочисл. конкурсах способствует развитию дарования М. как монументалиста. М. борется против бездумного украшательства, за «синтетич. содружество архитектуры, скульптуры и живописи», одновр. сама М. испытывает влияние тоталитарного об-ва, не все созданные работы худож. равнозначны, мн. творчески интересные замыслы остаются неосуществл. («Плодородие», 1934; «Земля», «Море» - обе 1938 и мн. др.). Шир. известная скульпт. гр. «Рабочий и колхозница», украсившая Сов. павильон на междунар. выставке в Париже (арх. Б. Иофан, 1937), отражает концепцию представлений об идеальной социалистич. государственности, свидетельствует об успешном решении проблем синтеза иск-в. В послевоен. период М. реализует исполненный И. Д. Шадром проект пам. A.M. Горькому (совм. с Н.Г. Зелснской, З.Г. Ивановой, арх. З.М. Розенфельд, 1951, Москва), работает над пам. П.И. Чайковскому (арх. А.А. Заварзин, 1954, Москва), оформляет выставки, театр. спектакли и т. д. На протяж. всей жизни успешно работает в портретном жанре, создает духовно-содержательные, психологич. острые, композиционно разнообр. портреты деят. к-ры и науки. На раннем этапе заметно стремление к осмыслению классич. традиций (портрет А.А. Замкова, 1918), позднее - усиление индивид. хар-к (портреты С.А. Котлярского, 1929; С.С. Юдина, 1940 и др.), акцентирование важных сущностно-моральных черт нар., нац. характеров (портреты С.А. Замкова, 1934; Б.А. Юсупова, 1942; Н.Н. Бурденко, 1942 - 43; академика А.Н. Крылова, 1945 и мн. др.). Умело использовала традиц. мат-лы: мрамор, бронзу; много экспериментировала в поисках новых (алюминий, стекло), выявляя их декор. возможности. Широко и многообразно графич. наследие М. (в том числе совместно с А.А. Экстер и др. работы над театр. костюмами). Преподавала в Моск. высш. худож.-пром. уч-ще (1926 - 27) и ВХУТЕИНе (1926-30).

МУХИНА Вера Игн.

В. И. Мухина. Эскиз костюма к спектаклю «Ужин злых шуток». 1916

Лит.: В.И. Мухина; Худож. и лит.-критич. наследие: В 3 т. М., 1959 - 60; Воронов Н. В. Вера Мухина. М., 1989.