РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МОЗАИКА

МОЗАИКА

МОЗАИКА МОЗАИКА (от франц. mosaique) - техника живописи, выполняется из цветных камней, смальты, керамич. плиток и т. п. путем набора на разл. основу, применяется как один из видов монумент.-декор, иск-ва, а также в декор.-прикл., реже в станковом иск-вах. Различаются два вида набора: «прямой» - куски мат-ла вдавливаются в грунт декорируемой поверхности, и «обратный» - исходный мат-л наклеивается лиц. стороной на бумагу, картон и т. д. с последующей заливкой закрепл. состава с обр. стороны и снятием временной основы. Древнейшие М. открыты в Иране ( 4 тыс. до н. э.), др. антич. М. относятся к 5 - 2 вв. до н. э. (Помпеи, Ольвия и др.). Исключительны по силе воздействия итал. (5 - 6 вв.) и визант. М. (6-14 вв.). Древнейшие М. на Руси относятся к 11 - нач. 12 в. (Софийский собор и Михайловский Златоверхий мон. в Киеве). В 18 в. возрождение техники М. связано с деят-ностью М.В. Ломоносова. С сер. 19 в. развитие М. в России происходит сравнительно планомерно. В 1864 создается мозаичная мастерская при АХ (СПб.) по изготовлению М. для Исаакиевского собора. Во 2-й пол. 19 в. развивается преим. репродукционный метод М. иск-ва (букв. перевод в М. произв. масляной живописи). М. отличаются мастерским набором и уровнем техники смальтоварения. Рус. М. насчитывает до 17 000 тонов и оттенков. Новый этап развития иск-ва М. относится к рубежу 19 - 20 вв. и связан с модерном, восстановлением монумент.-декор, природы М. Важная роль в этом принадлежит частной мастерской Фроловых (1900-17). М. выполнялись обратным, венецианским набором, ими украшались сооружения А.А. Парланда, М.М. Перетятковича, Л.Н. Бенуа, А.В. Щусева и мн. др. 20 -30-е гг. - период возрождения иск-ва М. после разрухи рев. лет., реорганизации мастерских. В 40 -80-е гг. ведущая роль в сохранении традиций и дальнейшем развитии М. принадлежит мастерской АХ СССР (Ленинград), осуществляющей крупнейшие заказы страны (оформление станций метрополитенов Москвы, Ленинграда и др., М. для Памятного зала защитникам Ленинграда и т. д.). В технике М. успешно работали на базе мастерской АХ СССР и др. учреждений А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Б.А. Гальберг, В.Б. Эльконин и мн. др. Лит.: Лазарев В. Н. История визант. живописи: В 2 т. М., 1947 - 48; Виппер А. В. Материалы и техника мозаичной живописи. М., 1953; Чубов а А. П., Иванова А. П. Античная живопись. М., 1966; Лазарев В. Н. Др.-рус. мозаики и фрески 11-15 вв. М., 1973; В а л е р и у с С. С. Монум. живопись: Соврем. проблемы. М., 1979; Кутейников а Н. С. Из ист. мозаичного отд. АХ (2-я пол. 19 в.) //Тр. АХ. М., 1984. Вып. 2; Фролов В. Из истории рус. и сов. мозаики // Художник и город. М., 1988.

МОЗАИКА

Мозаика. Л. Невский. Худ. М.В. Ломоносов