МОСКВИН Анд. Ник. (1901-61) -кинооператор. С юности увлекался
фотографией. Учился в Ленингр. технол. ин-те и Ленингр. ин-те путей сообщения.
В кино с 1924. Был чл. ФЭКС (Ф-ки эксцентричного актера). Работал преимущ.
с реж. Г. Козинцевым и Л. Траубергом. Своеобразие операт. манеры М. проявилось
уже в первом снятом им ф. фэксов «Чертово колесо» (1926). М. избегал жесткой
контрастности операт. рисунка, стремился наполнить кадр возд. средой, стал
снимать мягкорисующей оптикой, в павильоне и на натуре широко использовал
возможности разл. задымлений, динамич. святового пятна. Стремился передать
«дух эпохи» в ф. «Шинель» (1926), «С.В.Д.» (1927), «Новый Вавилон» (1929).
М. - истинный оператор актерского кино. Разработал систему освещения актера,
требующего от того не позирования перед объектом, а создания психол. образа.
Мастер «светского грима». В 30-е гг. операторская манера М. стала строже
и сдержаннее. В трилогии о Максиме («Юность Максима», 1935, «Возвращение
Максима», 1937, «Выборгская сторона», 1939) операт. средствами способствовал
показу становления личности, передаче лиризма питерской раб. окраины. Снимал
павильонные сцены в «Иване Грозном» (1-2 сер., 1944 - 45, реж. С. Эйзенштейн).
Важной заслугой М. была съемка цветного эпизода этого ф. Работу по освоению
цвета М. продолжил в ф. «Овод» (1955, реж. А. Файнциммер), «Дон Кихот»
(1957, совм. с А. Дудко, реж. Г. Козинцев) и др., где раскрывал возможности
сдержанной цв. гаммы, соотношения света и цвета. Среди ф.: «Одна» (1931),
«Пирогов» (1947), «Дама с собачкой» (1960, совм. с Д. Месхиевым).