РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МОСКВИН Анд. Ник.

МОСКВИН Анд. Ник.

МОСКВИН Анд. Ник. МОСКВИН Анд. Ник. (1901-61) -кинооператор. С юности увлекался фотографией. Учился в Ленингр. технол. ин-те и Ленингр. ин-те путей сообщения. В кино с 1924. Был чл. ФЭКС (Ф-ки эксцентричного актера). Работал преимущ. с реж. Г. Козинцевым и Л. Траубергом. Своеобразие операт. манеры М. проявилось уже в первом снятом им ф. фэксов «Чертово колесо» (1926). М. избегал жесткой контрастности операт. рисунка, стремился наполнить кадр возд. средой, стал снимать мягкорисующей оптикой, в павильоне и на натуре широко использовал возможности разл. задымлений, динамич. святового пятна. Стремился передать «дух эпохи» в ф. «Шинель» (1926), «С.В.Д.» (1927), «Новый Вавилон» (1929). М. - истинный оператор актерского кино. Разработал систему освещения актера, требующего от того не позирования перед объектом, а создания психол. образа. Мастер «светского грима». В 30-е гг. операторская манера М. стала строже и сдержаннее. В трилогии о Максиме («Юность Максима», 1935, «Возвращение Максима», 1937, «Выборгская сторона», 1939) операт. средствами способствовал показу становления личности, передаче лиризма питерской раб. окраины. Снимал павильонные сцены в «Иване Грозном» (1-2 сер., 1944 - 45, реж. С. Эйзенштейн). Важной заслугой М. была съемка цветного эпизода этого ф. Работу по освоению цвета М. продолжил в ф. «Овод» (1955, реж. А. Файнциммер), «Дон Кихот» (1957, совм. с А. Дудко, реж. Г. Козинцев) и др., где раскрывал возможности сдержанной цв. гаммы, соотношения света и цвета. Среди ф.: «Одна» (1931), «Пирогов» (1947), «Дама с собачкой» (1960, совм. с Д. Месхиевым).

Лит.: Кинооператор Андрей Москвин. Л., 1971. ,