РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Правнук Юрия Долгорукого, младший сын св. Александра Невского, Даниил (1261 - 1303), также причтенный к лику святых, получил М. ок. 1276 по разделу с братьями. М. становится самостоят. княжеством. В 1282 кн. Даниил основал первый на М. Данилов мон.
Сын его, Иван I Данилович, прозванный Калитою, в 1325 убедил Петра, митр. Владимирского, перенести престол в М. По желанию митрополита была построена в 1326 кам. ц. Успения Пресвятой Богородицы, ставшая гл. святыней М., а с ее возвышением - всего Рус. гос-ва. Этот храм стал усыпальницей митрополитов и местом коронации государей. Его посвящение повторяет посвящение гл. храма Владимира и Влад.-Суздальского княжества, к-рый был основан Андреем Боголюбским в 12 в. для иконы Божией Матери, явившейся Андрею во сне (согласно летописи Боголюбского мон.) и пожелавшей иметь Владимир местом своего пребывания. Тем самым Влад.-Суз. земля находилась под покровительством Богоматери. Перенос митрополичьего престола сделал М. религ. столицей. Тезоименность храмов означала трансляцию сакрального центра. В 1328 Иван Калита получил от хана ярлык на вел. княжение Владимирское, но остался в М., и с этого времени появляется название «Вел. княжество Московское». В 1332/33 строится Архангельский собор во имя Михаила Архангела, покровителя Моск. государей, ставший их усыпальницей. Сыну и преемнику Ивана I Симеону хан дал «под руки всех князей русских»; Симеон был первым вел. кн. Московским и всея Руси и первым из моск. князей венчался шапкою Мономаха. Он был прозван Гордым. В его княжение инок Сергий основал обитель, ставшую Троице-Сергиевой Лаврой.
В 1395 к Москве подходил Тамерлан. 26 августа из Владимира митр. Киприаном была перенесена икона Владимирской Богоматери (Сретение Владимирской иконы). Именно в этот день, по преданию, Тамерлан без боя ушел прочь. С этого времени гл. Владимирская святыня обретает себе место в Москве и тем самым завершается процесс перемещения центра Рус. земли, начатый при Иване Калите. В дальнейшем с иконой Владимирской Богоматери нар. сознание связывает спасение М. от нашествия Ахмата и др. завоевателей; Успенский собор, в к-рый поместили икону, окончательно становится гл. святыней земли Русской, а Богоматерь - ее гл. заступницей и покровительницей. Два года спустя к Успенскому и Архангельскому соборам Кремля прибавляется третий - Благовещенский, домовая церковь Моск. князей. Хотя все эти храмы позднее будут строиться заново, но сложившаяся система трех гл. соборов Кремля останется неизменной. В кон. 14 - нач. 15 в. в М. работают Андрей Рублев, Феофан Грек, Даниил Черный, написанные ими иконы находились в Моск. соборах. В 1404 в Кремле были установлены первые башенные часы.
За год до воцарения Ивана III рус. митрополиты впервые именуют себя митр. Московскими и всея Руси: митр. Феодосия утвердил в сане вел. кн. Московский. Вступив на престол, Иван III присоединяет Новгород и Тверь. В 1480 Стояние на Угре кладет конец власти татарских ханов - Иван III становится суверенным государем, претендующим на визант. наследие.
С тех пор как М. стала столицей централизов. гос-ва, устанавливаются регул. контакты с зарубежьем. В 1470-х гг. Иван III посылает послов в Рим, вступает в брак с последней представит. визант. императ. дома - Софией (Зоей) Палеолог, единств. приданым которой были регалии исчезнувшей империи. Тогда же был приглашен в М. знаменитый итал. зодчий А. Фиораван-ти. В 1475 - 79 он строит на месте собора 14 в. новый пятиглавый Успенский собор. Вслед за ним приезжают Марк Фрязин и П. Солари, которые строят в 1487 - 91 Государев дворец (на его месте - ныне Б. Кремлевский) с Грановитой палатой - одностолпным парадным приемным залом - государю понадобился тронный зал. В 1484 - 89 псков. мастера строят новый домовый Благовещенский собор, в который переносят иконостас с иконами работы Феофана Грека и Андрея Рублева. В 1485 - 95 строители Государева дворца совместно с Алевизом Фрязином Миланцем и Антоном Фрязином возводят кирпичные кремлевские стены с башнями. С этих пор, по указу Ивана III, городская застройка уже никогда не подступала к Кремлю. В связи с этим образовалась Красная площадь.
Москва. Вид на соборы Кремля. Кон. 19 в.
Москва. Кузнецкий мост. Кон. 19 в.
Архангельский собор Кремля был построен заново в 1505 - 08 Алевизом Фрязином, одновременно Бон-Фрязин построил ц. св. Иоанна Лествичника: выс. башню с колокольней, получившую нар. название Иван Великий. Этой башне суждено было свыше 200 лет быть самым выс. зданием России, воплощая любовь рус. народа к Богу. Заканчивали эти храмы уже при Василии III. Этими ренессансными постройками, которые, как и первые кам. киев. и Владимир. храмы, восходят к визант. зодчеству, Россия вернулась на свой естеств. ист. путь культурного развития, прерванный татарским нашествием. Россия повернулась лицом к Европе, и цитадель М. приняла облик европ. города. М. проходит путь развития всех великих европ. городов: город-крепость, посад, кольца земляных валов, включение окрестных сел. Крупный город стягивает к себе население, в нем развиваются ремесла и торговля.
Василий III завершил объединение рус. земли, присоединив Псков и Рязань и отвоевав у Литвы Смоленск, в честь этого события в 1524 был основан Новодевичий мон. В 1532 был построен один из первых шатровых храмов - ц. Вознесения в с. Коломенском, этим М. сказала новое слово в нац. и мировом зодчестве.
В первые годы правления Ивана Грозного были основаны казенный Монетный двор (1534), первая типография (1553), построены кам. стены Китай-города с воротами и 13 башнями (1535 - 38, арх. Петрок Малый). 16 января 1547 Иван IV венчался на царство как «Царь и Вел. кн. всея Руси», в 1552 покорил Казань и в 1556 - Астрахань. Единств. значит. сооружением М. этого периода стал построенный в память покорения Казани храм Покрова на рву - храм Василия Блаженного, как его прозвали в народе. Затем в связи с опричным террором и всеобщим страхом стр-во столицы затихает. В 1570 Иван Грозный устроил резню в Новгороде, окончательно покорив его, в 1571 крымский хан Девлет-Гирей сжег М.
После Ивана Грозного М. возрождается. В 1589 митрополит Моск. принимает патриарший титул, еще раз подчеркивая независимость России, ее правосл. первенство и святость М. В «Сказании об иконе Владимирской Богоматери» и других сочинениях 16 в. формируется образ М. как наследницы Византии; рождается идея М. - третьего Рима, определившая собою рус. нац. самосознание на века вперед и ставшая, в частности, исходный идеей СПб. Разросшаяся М. раскинулась, как и Рим, на семи холмах - Кремлевском, Сретенском, Тверском, Таганском, Лефортовском, Воробьевых горах и «Трех горах» (нек-рые назв. б. поздние). В 1583 - 93 зодчий Федор Конь окружил Белый город кам. стеной, на месте к-рой потом устроено Бульварное кольцо, в 1591 устроили земляные валы по линии совр. Садового кольца, в 1600 надстроили колокольню «Иван Великий», достигшую выс. 81 м. Прекрасное начало правления Бориса Годунова было прервано голодом и смутой. Затем были осады, пожары, кровопролития.
21 февр. 1613 Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Через 10 лет город отстроился, новые слободы шагнули далеко за земляные валы, нас. выросло до 200 тыс. чел. Но ремесленников среди них было всего 2 тыс., что абсолютно не типично для европ. столиц того времени. Численность нас. Москвы стремительно росла; вновь и вновь после каждой смуты сюда стягивались мастеровые, торговцы, воины... В 17 в. врез. смешения населения, пришедшего из разных обл. страны, в осн. выработалось моск. койне, соединившее черты сев. и юж. рус. говоров и впосл. ставшее одним из источников рус. лит. языка.
Не только говоры разных земель смешивались в М. В каждой части обширного гос. были свои особо чтимые святые, праздники и чудотворные иконы, и, поселяясь в столице, люди строили храмы, посв. их родным святыням. В рез. в Москве появились престолы всех святых, почитаемых в Рус. земле, - она как бы вся собралась в городе, что сделало его святыней святынь.
Хар-ной чертой М. на всем протяжении истории были монастыри, окруженные стенами и образовавшие кольцо вокруг города, первым из них был Данилов (1282), основанный св. князем Даниилом Александровичем. Здесь были его мощи; Иван Калита перенес их на Государев двор, но Иван IV в 1560 возобновил мон. Племянник св. Сергия Радонежского преп. Федор, архиеп. Ростовский, основал в 1370 Симонов мон., в к-ром похоронили героев Куликовской битвы Пересвета и Ослябю. В 1387 вел. кн. Евдокия, жена Димитрия Донского, основала в Кремле у Спасских ворот мон. Вознесения Господня, собор к-рого был заново построен Алевизом в 1519; здесь была усыпальница вел. княгинь и цариц Моск. (потом, в Пб., их будут хоронить рядом с мужьями в Петропавловском соборе - на М. усыпальницы были отдельные; Вознесенский мон. снесен в 1929 и утеряны погребения всех старинных рус. государынь). В память избавления М. от Казы-Гирея в 1591 царь Феодор Иоаннович на месте битвы основал Донской мон., с чудотворным образом Донской Богоматери, написанным, по пред. Феофаном Греком.
В 17 в. нарастает противоречие между желанием самоизоляции и необходимостью не отставать в развитии от Европы. Смута лишила Россию выхода к морю, путь в М. был труден и опасен, но тем не менее тысячи иностранцев жили и работали в столице Рос. царства. В 1652 Алексей Михайлович выселил их в особую слободу, получившую назв. Немецкой. Его мл. сын Петр заинтересуется их жизнью и получит здесь воспитание. Иностранцами были все врачи, многие воен. специалисты, царские садовники, многие купцы. В 1625 англичанин Христофор Галоуэй построил над Спасской башней изумит. шатер, соединивший столетнюю рус. традицию шатрового зодчества с мотивами нарождающегося в Европе барокко. Эта башня с часами-курантами стала для потомков одной из эмблем России; в 1680-х гг. по ее образцу были завершены другие башни Кремля.
При Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче строятся многочисл. дворцы: кам. Теремной в Кремле (1636), дворцы в Коломенском (1667 - 71), Измайлове, в Преображенском. От 17 в. сохранилось много кам. церквей (Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках, Николы в Хамовниках, Воскресения в Кадашах, Покрова в Филях) и палат (Аверия Кириллова, Троекуровых, Волковых). Московский 17 в. завершил собою историю др.-рус. архитектуры. Здания того времени были сложными по композиции, нарядными, с пышной отделкой изразцами и резным камнем. Венцом этого стиля явилось «моск. (нарышкинское) барокко». Центром худож. жизни была Оружейная палата, в к-рой работали лучшие художники того времени во главе с Симоном Ушаковым, оружейники, золотых дел мастера. Но только четверть нас. М. была грамотной. С присоединением Украины к России при дворе Моск. государей появляются европейски образованные рус. люди. В 1687 была основана первая в России высшая школа - Славяно-греко-лат. академия.
Со смертью царя Федора Алексеевича М. опять охватила смута: Хованщина 1682, отрешение от власти царевны Софьи Алексеевны в 1689 и стрелецкий бунт 1698. В этой атмосфере прошли юные годы царя Петра Алексеевича. Он жил и играл с «потешными» в подмоск. Преображенском; затем долгие годы проводит в загран. путешествии, в провинции, в воен. походах - и перенос столицы в СПб. в 1712 происходит для москвичей незаметно. Хотя петровские новшества начались в М. и близко ее затронули - начиная с брадобрития и нем. платья, танцев и курения. В 1702 на Красной пл. открылся первый публ. т-р. При Петре I в М. появляются Школа матем. и навигацких наук, артиллерийская, мед., инж. школы. В 1700 улицы М. впервые стали мостить булыжником, в 1704 царь указал строить кам. дома в линию, а не в глубине участка. Но с 1714 кам. стр-во в М., как и во всей России, прекратилось.
Но за М. осталась роль гл. святыни России. Были традиции незыблемые, - и беспрецедентный во всех отношениях акт коронации Екатерины I в 1724 Петр I совершает в Успенском соборе. Это была первая коронация императ. короной в России. В 1728 в Первопрестольную прибыл на коронацию Петр II - и остался. Вслед за вернушимся в М. Петром II приехал весь двор, Петербург опустел, но возведенная на престол Верх. тайным советом Анна Иоанновна вскоре, в 1732, покинула М.
С этих пор М. стала местом спокойной жизни удалившейся от дел аристократии. Город благоустраивался, с 1730 появилось уличное освещение, в царствование Анны арх. И. Мичурин снял первый геодезический план, здесь работали И. Коробов, Д. Ухтомский. Тихая моск. жизнь прерывалась коронац. торжествами и многомесячными наездами императрицы Елизаветы Петровны. В 1755 в М. И. Шуваловым открыт ун-т с двумя г-зиями (для дворян. и мещан. детей). Два года спустя при ун-те открылся т-р. Первый обществ. частный т-р Медокса начал свои представл. в 1780. Тогда же открылся Англ. клуб, вскоре - Дворян. собрание, где проходили знаменитые балы.
Самой пышной коронацией в России была коронация Екатерины II, другим знаменитым празднеством ее царствования стали торжества по случаю Кючук-Кайнарджийского мира, когда устраивались пышные аллегор. феерии. Она заказала молодому, но прославившемуся в Европе В. Баженову проект Кремлевского дворца и загородной резиденции в Царицыне, размах к-рых д. б. превзойти петербургские. Но потом она забыла о древней столице и своих проектах. Лучшими образцами екатерин. построек служат Пашков дом В. Баженова (1784 - 96), Благородное собрание (1775-90) и ун-т (1786-93) М. Казакова. С 1770-х гг. стали разбирать стены Белого города и в конце века устроили на их месте Бульварное кольцо. В 1781 - 1804 впервые в России в М. построили гор. водопровод, подававший воду к 5 фонтанам, откуда ее брали жители.
Старая столица становится местом, где после Манифеста о вольности дворянства можно было спокойно воспитывать детей, давать им образование, жить в комфорте и обилии. Жизнь в М. была одновременно проще и аристократичнее. Москвичи на всю Россию славились хлебосольством, а рассказы о моск. чудаках стали самыми яркими страницами «Старой М.» М. Пыляева. М. давала рус. дворянству все, кроме удовлетворения честолюбия, и только ради этого уезжали в Пб. Туда ездили только желавшие служить в гвардии или по ведомству иностр. дел. Желавшие заниматься гражд. службой могли служить в моск. архивах, канцеляриях Сената - это была почетная и спокойная служба. Эта М. осталась в «Рассказах бабушки» Д. Благово, о ней с ностальгией писал Л. Толстой, и эта жизнь была нарушена наполеон. нашествием. Исчезли старинные барские усадьбы, полные садовых «забав», исчез, во многом, именно «дух старой М.», оставшийся для потомков чудесным воспоминанием.
2 сентября 1812 Наполеон вошел в М., столицу охватил пожар, уничтоживший две трети построек. Жители покинули город. Через 39 дней Великая армия вышла из М., оставив за собой руины, ободранные и обесчещ. храмы.
Восстановление М. стало делом чести России. В 1813 была создана Комиссия для строения М. В 1816 объявили конкурс на проект храма Христа Спасителя. Иконе Владимирской Божьей Матери поставили самый дорогой в стране оклад.
На Красной пл. в 1818 воздвигли пам. К. Минину и кн. Д. Пожарскому, на Тверской улице - дороге из Пб. - в 1827 - 34 возвели Триумфальные ворота в честь победителей Наполеона (разобранные в 1930-х гг., они восстановлены в 1962 на новом месте - там, где Наполеон вошел в город). Уже в 1817 домов в М. стало больше, чем до пожара. Строить дерев. здания в пределах Садового кольца строжайше запретили. В М. не создавались грандиозные ансамбли с бесконечными площадями. Несмотря на перестройки 19 в., М. осталась городом с нерегул, планом, сохранив ист. направление улиц, выросших из старых проезжих дорог, с лабиринтом переулков . Еще почти 100 лет в М. был преим. усадебный образ жизни. Сложившийся в екатерин. время тип классич. моск. дома-усадьбы мало изменился в 19 в. Застройка М. регулировалась частным заказом, и моск. ампир представлен не столько грандиозными зданиями вроде Большого т-ра и Манежа, сколько уютными интимными особняками.
Замечат. феноменом рус. культуры периода империи было наличие двух столиц, необходимых друг другу и стране, как две головы гос. орла. СПб. был воплощением имперской государственности и «регулярности»; обращенный к Западу, он стремился жить в унисон с Европой. М. так же следовала модам, читала новейшие книги и приглашала знаменитых артистов. Но она воплощала независимость частной жизни и верность ист. традициям. Здесь ходили в маленькие приходские храмы и монастыри, а не в домовые храмы при службе.
Хар-ной чертой моск. жизни было преобладание частной обществ. инициативы над организованной государственной. Так, в традиц. высоко развитой сфере благотворительности, наряду с казен. учреждениями: Воспитат. домом, основанным по иниц. И. Бецкого (первым в России - открыт в 1764, зд. возведено К. Бланком к 1770), Вдовьим домом(1809-11, арх. И. Жилярди) - в М. были Демидовский дом призрения, Голицынская б-ца для бедных (1796- 1801, М. Казаков), Странноприимный дом графов Шереметевых (чьи огромные благотворит. вклады были в осн. в М.) в громадном дворцовом здании (1794-1807, Дж. Кваренги). А потом дворян. традиции перешли к купцам М.: Усачевым (Усачево-Чернявское жен. уч-ще, 1827 - 32), Набилкиным (Богадельный дом, 1829); к кон. 19 в. появились б-ца на Сокольничьем поле, построенная на ср-ва бр. Бахрушиных, детская б-ца - В. Морозова, глазная б-ца - В. Алексеевой.
М. всегда была театр. столицей России, именно здесь был первый в истории страны спектакль для царя Алексея Михайловича и первый публ. т-р И. Кунста. С 1806 на основе ун-тского т-ра в М. возник имп. т-р, спектакли шли сначала на разных частных сценах. Именно в М. великая Ек. Семенова осенью 1811 соревновалась в искусстве со знам. м-ль Жорж, поочередно (по вт. - Жорж, по четв. Семенова) исполняя роли в трагедиях Расина и Вольтера. В 1824 - 25 имп. т-р получил постоянные зд. - Малый и Большой т-ры, построен. на привычном моск. публике месте, преобразов. в 1818 в Театр. пл.; в 1856 Большой т-р был реконструирован А. Кавосом. В 1866 Н. Рубинштейном в М. создана Консерватория. С отменой монополии имп. т-ров в 1882 стали возникать многочисл. труппы. В 1898 открылись имп. Новый т-р и частный Худож., вскоре ставший одним из ведущих т-ров мира (здание в стиле модерн - 1902, Ф. Шехтель), в 1914 - Камерный т-р. Сейчас в М. св. 60 т-ров.
В 1830 -40-хгг. арх. М. Быковским был организован худож. класс, преобраз. в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, одновр. меценат граф С.Г. Строганов основал Строгановское уч-ще технич. рисования. Новые уч. заведения способствовали расцвету иск-в в М. В архитектуре М., как и по всей России, ампир, расцветший само-быт. формамив 1810 -20-хгг., сменился историзмом и эклектикой. Выдающ. пам. рус. ренессансного стиля стали построенные К. Тоном Б. Кремл. дворец (1839 - 49), Оружейная палата (184 4 -54), Николаевский ж.-д. вокзал (1849), рус.-визант. стиль нашел свое воплощение в колос. храме Христа Спасителя (1837 - 83). Особенностью моск. зодчества всегда было шир. обращение к традиц. рус. декорат. мотивам и формам. Еще в эпоху барокко знакомство с моск. архитектурой повлияло на становление стиля Растрелли, в екатерин. век В. Баженов и Казаков разработали удивительный моск. вариант псевдоготики. От этих псевдоготич. реминисценций рус. зодчества начались интереснейшие архитект. эксперименты, органичные именно для М., с ее огромным разнообразием историч. складывавшейся застройки, свободой частной инициативы и огромными фин. ресурсами. Здесь «рус. стиль» применялся в стр-ве не только храмов и церк. домов, но и домов обществ. и жилых доходных. Политех. музей И. Монигетти, Ист. музей В. Шервуда, многочисл. постройки В. Гартмана, И. Ропета, Д. Чичагова и др. явили все многообразие творч. поисков синтеза совр. строит. достижений и нац. худож. традиций, гл. обр. моск. зодчества 17 в. В эпоху модерна неорус. тенденции проявились в таких замечат. зд., как Третьяковская гал. В. Васнецова и Ярославский вокзал Шехтеля (1902), Марфо-Мариинская обитель (1908-12) и Казанский вокзал (1913 - 26) А. Щусева. А наряду с «рус. стилем» в М. строили во всех иных, от единств. в России гор. дома в «китайском духе» до ультрамодерна особняка С. Рябушинского (1900, Шехтель).
В Николаевскую эпоху в М., как и в Пб., расцветают салоны, ставшие центром интеллект. жизни. Здесь объявленный сумасшедшим отставной гусарский офицер, потомок Чингисхана П. Чаадаев свободно излагает свои взгляды на философию истории, формулируя принципы осознанного западничества, и вскоре именно моск. салоны и кружки станут центром споров о пути развития России. Интеллект. жизнь М. 19 - нач. 20 в. -это Н. Станкевич, Аксаковы, М. Бакунин, Т. Грановский, А. Хомяков, А. Герцен, Н. Огарев, позднее К. Леонтьев, Ф. Фортунатов, А. Шахматов. С М. связана творч. деят-ность А. Островского, Л. Толстого, А. Чехова, А. Белого, М. Цветаевой, В. Маяковского, Б. Пастернака, К. Станиславского, В. Немировича-Данченко, Н. Рубинштейна, С. Танеева, А. Скрябина, С. Рахманинова. В М. родились и провели первые годы жизни А. Грибоедов, А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Ф. Достоевский. Речь москвичей в 19 в. стала считаться образцом правильной рус. речи.
В 1851 Николаевская ж. д. связала М. с Пб., в 1860-х гг. появились Курская, Нижегородская, Казанская, затем Белорусская и др., в 1903 - 08 их соединила Окружная. В огромном городе уже в конце 1840-х гг. появились линейки - первый обществ. транспорт, в 1872 - конка, в 1899 - электр. трамвай. С 1867 улицы М. освещались газовыми фонарями, в 1883 впервые появились электрические; в кон. 19 в. устроена канализация, в 1903 - совр. водопровод. С 1872 между столицами провели линию электромагнитного телеграфа, в 1882 москвичи могли поговорить по телефону между собой, а с 1898 - с Пб. Впрочем, в те времена предпочитали писать письма и ходить в гости.
Культура М., в отличие от Пб., была купеч., и при этом даже больше, чем в Пб., направленной на просвещение. Именно М. родила плеяду потомков рус. купечества, к-рая стала у истока культуры кон. 19 - нач. 20 в. Фамилии Третьяковых, Боткиных, Морозовых, Мамонтовых, Сабашниковых, Алексеевых, Бахрушиных, Щукиных, Солдатенкова навсегда останутся в отеч. культуре. Они основывали в М. изд-ва, уч. заведения, музеи. Третьяковская гал. стала первым в стране спец. музеем рус. иск-ва, ее появление побудило Александра III создать аналог. музей на основе имп. собраний. Моск. купцам Россия обязана Щукинским муз. нового изобр. иск-ва, фондом Цветаевского музея изобраз. иск-в, театр. музеем Бахрушина, Абрамцевским худож. кружком, Худож. т-ром...
Город стремительно рос, гл. обр. благодаря притоку нас. со стороны (в 1897 в нем был 1 млн жителей, ав 1912 - на 600 тыс. больше); это порождало социальные проблемы, в дек. 1905 социальное напряжение, охватившее всю страну, вылилось в 9-дневное вооруж. восстание моск. рабочих дружин. Война и рев-ция приостановили рост нас. на 10 лет, но в 1926 в городе жило 2 млн, к 1939 жителей стало 4 млн - но это была уже другая М.
Семь дней в ноя б. 1917 верные присяге войска отстаивали Кремль и окружающие кварталы от красногвардейцев. 12 марта 1918 Совнарком прибыл в М.; 200-летнее сосуществование двух столиц России завершилось. С тех пор М. становится столицей нашей Родины, с дек. 1922 - СССР, и в глазах всего мира ее образ неотделим от представления о происходящем на шестой части планеты великом социальном эксперименте. Строятся уникальный тогда Мавзолей В.И. Ленина, по образцу к-рого позже усыпальницы вождей появятся во многих дружеств. странах, новые предприятия, уч. заведения, проектные и исслед. институты, дворцы культуры и адм. здания, нас. уплотняется, и коммун. квартиры становятся нормой жизни. В первые годы господствует конструктивизм, знаменитый Ле Корбюзье возводит здание Центр. статистич. упр. (1928 - 35). В 1924 на улицах появляются первые автобусы. В 1933 - троллейбусы, а привычный трамвай уходит в лабиринты закоулков. В 1931 начинают строить метрополитен, архитектура обращается к образам Ренессанса, барокко и ампира, вырабатывая новый стиль, утверждающий торжество идей социализма. В 1935 лучшее в мире метро раскрывает изумленному миру свои подземные дворцы, а на поверхности идет великая реконструкция города. Расширяются гл. улицы, и признанные пам. архитектуры дома переезжают вместе с обитателями. Навсегда исчезают храмы, сорок сороков к-рых создавали М. златоглавую, исчезает мешающая транспорту Сухарева башня, где когда-то Петр I основал в сухопутной столице Навигацкую школу, в 1932 - 37 строится канал от Волги - канал им. М., к-рая станет портом пяти морей; «бывшие» - дворяне, купцы - покидают город. обычно не по своей воле, и население с 1,5 млн в 1923 вырастает до 3,6 млн в 1936. Всесоюзная сельскохоз. выставка, созданная в 1939, соревнуется с царским Петергофом своим великолепием.
В окт. 1941 в зап. предместьях М. удается остановить подступившие к столице вражеские войска, и в ходе полугодовой битвы за Москву герм. армия терпит свое первое с нач. мир. войны серьезное поражение и отходит от столицы к апр. 1942 на 150 - 200 км. Через 38 месяцев Красной пл. предстояло увидеть Парад Победы.
Триумф гос-ва требует достойных форм, архитектура становится все великолепнее, в 1948 начинают строить высотные здания, венчаемые шпилями, к-рые станут символом новой эпохи и заменят в панораме города купола и колокольни уничтож. церквей. Первым возводят Мин-во иностр. дел на Смоленской пл. по проекту В. Гельфрейха, некогда построившего ленинградские пропилеи Смольного - тяжелое массивное здание напоминает миру, что долгорукость - имманентное свойство моск. владык, и мир усваивает понятие «рука М.»; и одновременно Л. Руднев, 30-ю годами раньше создавший памятник на могилах Жертв Революции на Марсовом поле в Пг., строит новое здание ун-та на Воробьевых горах, где некогда А. Витберг начинал строить храм Христа Спасителя, - теперь это Ленинские горы, и шпиль ун-та возносится к небу выше Петропавловского собора быв. столицы, как некогда тот превысил колокольню Ивана Великого - но тогда СПб. утверждал свою святость превыше Московской, а теперь Знание превозносится над Мракобесием. Затем наступит март 1953, а в 1955 начнется борьба с архит. излишествами, построят в 1959 - 61 Дворец Съездов, в 1964 - 69 тело города прорежет Калининский просп. (Новый Арбат), и это только начало превращения М. в образцовый социалистич. город. К концу сов. истории численность насел. приблизится к 9 млн, и хотя М. по-прежнему стоит на 7 холмах, но это абсолютно другой город. нежели существовавший прежде.
Москва. Вид на Кремль. Кон. 19 в.
И все же - свыше 80 высших уч. заведений, свыше 60 т-ров с лучшими актерами и реж. страны, имена к-рых известны далеко за ее пределами, свыше 70 муз., хранящих несметные сокровища, Рос. госуд. б-ка, сотни пам. архитектуры всех времен и стилей, посольства всего мира и большая часть капиталов страны, - все это продолжение 850-летней истории первопрестольной столицы.
Лит.: Ильин М. А. Москва. 2 изд. М., 1970; Москва: Пам. архитектуры
14 -17вв. М., 1973; Москва: Пам. архитектуры 18 - 1-й трети 19 в. М., 1975.
Кн. 1-2; Кириченко Е. И. Москва: Пам. архитектуры 1830 - 1910гг. М., 1977;
Кириченко Е. И. Москва на рубеже столетий. М., 1977; Гиляровский В. А.
Москва и москвичи. М., 1983; Старикова Л. М. Театр. жизнь старинной Москвы:
Эпоха. Быт. Нравы. М., 1988; Забелин И. Е. История г. Москвы. М., 1990;
Сорок сороков: Краткая иллюстр. история всех моск. храмов: [В 4 т.] / Собр.
П. Паламарчук. М., 1992-95.