РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР создан в 1898 К.С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. В 1902 начал работать в новом помещении. Основу труппы составили выпускники драм. отделения уч-ща Моск. Филармонич. об-ва, ученики Немировича-Данченко (О.Л. Книппер, И.М. Москвин, В.Э. Мейерхольд, М.Л. Роксанова и др.) и участники любит. Об-ва иск-ва и лит-ры, руководимого Станиславским (М.П. Лилина, М.Ф. Андреева, В.В. Лужский, А.Р. Артем). Позднее в труппу влились В.И. Качалов, Л.М. Леонидов и др. Творч. программа т-ра была разработана Станиславским и Немировичем-Данченко. Т-р изначально ориентировался на шир. круг зрителей, д. б. быть «общедоступным». Осн. внимание уделялось ансамблю, единству исполнения, содержательности репертуара. Первый спектакль «Царь Федор Иоаннович» по А.К. Толстому сразу вывел т-р на заметное место.

Фактически становление т-ра связано с обращением к драматургии А.П. Чехова: «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904). МХТ сумел найти адекватную сценич. форму новаторским произв. Чехова, созвучность современности, мыслям и чувствам интеллигенции. В этот период сформировался новый тип актера, оформились принципы режиссуры, новые средства худож. выразительности.

Большое значение в истории МХТ сыграли пьесы М. Горького - «Мещане», «На дне» (1902), «Дети солнца» (1905), оказавшие влияние на обществ. сознание. После рев-ции 1905 - 07 т-р переживает недолгое увлечение символизмом, не принесшее существ. успеха.

МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Московский художественный театр им. А.П. Чехова

В 1910 Немирович-Данченко обращается к инсценировке «Братьев Карамазовых». Значит. событием стала и постановка «Живого трупа». В 1906-17 Станиславский ведет эксперим. работу по созданию системы актер. творчества. В это время в репертуаре преобладают классич. произв. - И.С. Тургенев, Ж.Б. Мольер, К. Гольдони, Ф.М. Достоевский. К работе в т-ре привлекаются молодые реж. силы.

В 1920 МХТ был включен в число академических. После 1917 МХТ подвергается резким нападкам со стороны «левых», продолжая отстаивать реалистич. метод, к-рый в это время оформился в науч. теорию. Станиславский и Немирович-Данченко вели пед. работу, создавая студии при т-ре. Труппа т-ра пополнялась воспитанниками студий. Возникло т. н. «второе поколение» MXAT: А.К. Тарасова, О.Н. Андровская, А.П. Зуева, Н.П. Баталов, Н.П. Хмелев, Б.Н. Ливанов, В.Я. Станицын, А.Н. Грибоедов, М.М. Яншин и др.

В 1926 состоялась премьера «Дней Турбиных» по М.А. Булгакову, ставшая этапной в жизни т-ра. В кон. 20-х гг. т-р стал активно сотрудничать с совр. драматургами - К.А. Треневым, Л.М. Леоновым, В.П. Катаевым и др. Значит. событием становится постановка классич. пьес: «Горячее сердце», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» - зрелищные, ярко театральные спектакли.

В 1940 Немирович-Данченко возвращается к «Трем сестрам». Его простой, поэтичный, стилистически безупречный спектакль стал одной из вершин в творчестве МХАТ.

После смерти основоположников МХАТ переживал трудный период. Его «канонизация» пагубно сказалась на возможности творч. поисков, т-р оказался заложником собств. прошлого. Несмотря на отд. удачи, прежде всего актерские, т-р утратил свое значение, терял профессионализм.

В 1972 по решению старейшин т-ра возглавить коллектив предложили О.Н. Ефремову, ученику Школы-студии МХАТ, развивавшему его традиции в т-ре «Современник». С именем Ефремова связана новая страница в истории МХАТа. После конфликта часть актеров уходит, и т-р в 1989 разделяется на две труппы, одну из к-рых возглавляет Т.В. Доронина. За ней сохраняется имя М. Горького. Т-р под руководством Ефремова получает назв. МХАТ им. Чехова. Ефремов создает цикл чеховских спектаклей, обращается к совр. драматургии, привлекает к сотрудничеству талантливых реж., создает «звездный» ансамбль.