РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Фактически становление т-ра связано с обращением к драматургии А.П. Чехова: «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904). МХТ сумел найти адекватную сценич. форму новаторским произв. Чехова, созвучность современности, мыслям и чувствам интеллигенции. В этот период сформировался новый тип актера, оформились принципы режиссуры, новые средства худож. выразительности.
Большое значение в истории МХТ сыграли пьесы М. Горького - «Мещане», «На дне» (1902), «Дети солнца» (1905), оказавшие влияние на обществ. сознание. После рев-ции 1905 - 07 т-р переживает недолгое увлечение символизмом, не принесшее существ. успеха.
Московский художественный театр им. А.П. Чехова
В 1910 Немирович-Данченко обращается к инсценировке «Братьев Карамазовых». Значит. событием стала и постановка «Живого трупа». В 1906-17 Станиславский ведет эксперим. работу по созданию системы актер. творчества. В это время в репертуаре преобладают классич. произв. - И.С. Тургенев, Ж.Б. Мольер, К. Гольдони, Ф.М. Достоевский. К работе в т-ре привлекаются молодые реж. силы.
В 1920 МХТ был включен в число академических. После 1917 МХТ подвергается резким нападкам со стороны «левых», продолжая отстаивать реалистич. метод, к-рый в это время оформился в науч. теорию. Станиславский и Немирович-Данченко вели пед. работу, создавая студии при т-ре. Труппа т-ра пополнялась воспитанниками студий. Возникло т. н. «второе поколение» MXAT: А.К. Тарасова, О.Н. Андровская, А.П. Зуева, Н.П. Баталов, Н.П. Хмелев, Б.Н. Ливанов, В.Я. Станицын, А.Н. Грибоедов, М.М. Яншин и др.
В 1926 состоялась премьера «Дней Турбиных» по М.А. Булгакову, ставшая этапной в жизни т-ра. В кон. 20-х гг. т-р стал активно сотрудничать с совр. драматургами - К.А. Треневым, Л.М. Леоновым, В.П. Катаевым и др. Значит. событием становится постановка классич. пьес: «Горячее сердце», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» - зрелищные, ярко театральные спектакли.
В 1940 Немирович-Данченко возвращается к «Трем сестрам». Его простой, поэтичный, стилистически безупречный спектакль стал одной из вершин в творчестве МХАТ.
После смерти основоположников МХАТ переживал трудный период. Его «канонизация» пагубно сказалась на возможности творч. поисков, т-р оказался заложником собств. прошлого. Несмотря на отд. удачи, прежде всего актерские, т-р утратил свое значение, терял профессионализм.
В 1972 по решению старейшин т-ра возглавить коллектив предложили О.Н. Ефремову, ученику Школы-студии МХАТ, развивавшему его традиции в т-ре «Современник». С именем Ефремова связана новая страница в истории МХАТа. После конфликта часть актеров уходит, и т-р в 1989 разделяется на две труппы, одну из к-рых возглавляет Т.В. Доронина. За ней сохраняется имя М. Горького. Т-р под руководством Ефремова получает назв. МХАТ им. Чехова. Ефремов создает цикл чеховских спектаклей, обращается к совр. драматургии, привлекает к сотрудничеству талантливых реж., создает «звездный» ансамбль.