МОСКОВСКАЯ ШКОЛА ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА сложилась в связи с
усилением Моск. княжества и ролью Москвы как объединяющего центра (с 20
- 30-х гг. 14 в.). Первые памятники: Успенский собор (1327) и Архангельский
собор (1333) в Моск. Кремле (не сохр.), белокам. стены и башни Кремля 1367
(не сохр.). Стилистически М.Ш.Д.И. складывалась в кон. 14 - нач. 15 в.
на основе традиций владимиро-суздальской архитектуры 12 в.: тип 4-столпного
белокам. храма с повышенными подпружными арками и ярусами кокошников, резным
декор. поясом по фасаду (Успения на Городке храм в Звенигороде, 1399; Рождеств.
собор Саввино-Сторожевского мон., 1405, в 10 км от Звенигорода, теперь
черта города; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1412 или 1427; Спасский
собор Андроникова мон., 1420 - до 1427). Щелевидные окна, перспективные
порталы, декор. пояс по фасаду (орнаментально-плоскостной, в отл. от аркатурного
пояса во влад.-сузд. зодчестве), сам тип храма - свидетельства развития
традиций домонг. поры, прежде всего влад.-сузд., продолжавших, в свою очередь,
традиции Киевской Руси. Система подпруж-ных арок и кокошников восходит,
скорее, к традициям черниговской и смоленской архитектуры домонг. поры.
В живописи М.Ш.Д.И. в сер. 14 в. еще сильны архаич. традиции (Житийная
икона Николы сер. 14 в., икона Бориса и Глеба - обе из Коломны). Сдержанный,
лаконичный язык. подлинная эпичность свойственны М.Ш.Д.И. и позже («Сошествие
во ад», кон. 14 - нач. 15 в., из Коломны). Др. направление исходит от великокняж.
двора и окружения митр. Феогнота. Это наследие Византии, усиленное в 30
- 40-х гг. 14 в. связями с константинопольскими мастерами «палеологовского
ренессанса» (роспись совм. с греч. мастерами Архангельского собора и Спаса
на Бору - не сохр.; икона «Спас Ярое Око», сер. 14 в. - Успенский собор
Кремля). Расцвет М.Ш.Д.И. - с 80-х гг. 14 в. (после Куликовской битвы)
связан с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. В кон.
15 в. формируется рус. централиз. гос-во, Москва становится его центром.
Рус. зодчие вместе с итал. перестраивают Моск. Кремль. Школа Андрея Рублева
имела огромное влияние на всю живопись 15 и даже 16 в., на прикл. иск-во
(напр., оклады икон, шитье), но с кон. 15 в. правомерно говорить уже не
о М.Ш.Д.И., а об иск-ве рус. гос-ва в целом.
Икона Рождество Богоматери. Нач. 16 в. Московская школа
Лит.: История рус. иск-ва. М., 1955. Т. 3; Лазарев В. Н. Феофан
Грек и его школа. М., 1961; Миева Н. Е. Иск-во Московской Руси: 2-я пол.
15 - 17 вв. М., 1965; Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966;
Его же. Др.-рус. худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств 14-16
вв. М., 1970.