РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Начало почитания М., восходящее к эпохе гонений на христиан. первонач., видимо, было связано с заботой об останках мучеников, подвергавшихся иногда намеренному уничтожению (сохр. сведения сер. 2 в.). Сохранение М. мученика становилось знаком его реального пребывание в церк. общине. Поэтому и чудесное «обретение» М. святого воспринималось как появление заступника, посланного Богом данной общине. Развитию культа М. способствовал обычай торжеств. их перенесения (зафиксированный с сер. 4 в.), при к-ром монастырь или город обретал своего патрона и покровителя. Он приобрел особую значимость в связи с древним обычаем строить храмы на М. святых, утвержденным в качестве закона постановлением 7-го Вселенского собора (787). Позднее частицы М. стали вкладывать в престол, а в рус. традиции - зашивать в антиминс, без к-рого невозможно совершение литургии.
Почитание М. связано с приписываемым им даром чудотворения, сохраняющимся в них после смерти святого. В силу этого храмы и монастыри, сохраняющие М. особо почитаемых святых, становятся преимуществ. местами паломничества. С другой стороны, М. носят в крестных ходах, возлагая на больных и предоставляя возможность поклонения им возможно большему числу верующих. Продолжением этой практики является «путешествие» М. по городам и странам. Так, хранящиеся на Афоне (Греция) М. св. Пантелеймона уже дважды (в 1996 и 2000) посетили Россию и сопред. страны.
Ковчег с мощами святого благоверного князя Даниила Московского
Укоренившийся в рус. народном сознании предрассудок - представлять М. каждого святого в виде нетленного тела - был использован сов. властью для зримого доказательства атеистического тезиса о намеренной фальсификации М. с целью «обмана трудящихся».
В последние годы в России вторично обретены и торжеств. возвращены в места прежнего хранения М. свв. Александра Невского, Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Сергия и Германа Валаамских и др., считавшиеся уничтоженными в сов. период. В процессе канонизации рос. новомучеников открываются и их М. (в случае сохранности).
2). «Мощи усопшего» - тело каждого православного христианина.
Лит.: Мечев А., прот. О мощах угодников Божиих // Журнал Московской патриархии. 1993. № 12; Рогозянский А. Б. Страсти по мощам: Из истории гонений на останки святых в советское время. СПб., 1998.