РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - вид пластич. иск-в, произв. к-рого характеризуются значительностью идейного содержания и обретают окончат. завершенность во взаимод. с архитектурой или окр. средой. В М.И. включаются: скульптурное, живоп., мозаичное, убранство зданий, витражи, монументы. В синтезе с архитектурой или окр. средой произв. М.И. создают ансамбль, обычно являются его важной смысловой или пластич. доминантой, способствуют его эстетич. выразительности. М.И. может обладать и самостоят. худож. ценностью. Произв. М.И. - неотъемл. часть культур Др. Египта, античности, средневековья, Возрождения, нов. и новейш. времени. В России замечат. произв. М.И. относятся ко времени Киевской Руси (ансамбль Киевской Софии и др.). Высокого уровня М.И. достигает в 17 - нач. 19 в. (зд. Адмиралтейства, СПб., арх. А.Д. Захаров; постройки К.И. Росси; пам. Минину и Пожарскому, Москва, скульпт. И.П. Мартос и мн. др.). Рубеж 19 - нач. 20 вв. характеризуется успешным развитием таких видов М.И.,как мозаика и витражи, созданием ряда значит. монументов (пам. Александру III, СПб., П.П. Трубецкой и др.). После рев-ции 1917 важную роль в развитии М.И. сыграл план монум. пропаганды. В 30 -50-е гг. негатив. влияние на развитие М.И. оказал тоталитаризм. Шир. распростр. получают монументы вождям рев-ции (особ. И.В. Сталину). Большое значение для послед. развития М.И. оказал опыт использования М.И. в разл. ансамблях и комплексах (выставки, дворцы культуры, метрополитен и т. д.). Крупными мастерами М.И. 30 - 50-хгг. были П.Д. Корин, А.А. Дейнека, В.И. Мухина и др. В 60-80-х гг. М.И. достат. широко используется как при стр-ве отд. зданий, так и создании ансамблей и комплексов (особ. мемориальных), при стр-ве новых городов (напр. г. Навои, Шевченко и др.).