МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - вид пластич. иск-в, произв. к-рого
характеризуются значительностью идейного содержания и обретают окончат.
завершенность во взаимод. с архитектурой или окр. средой. В М.И. включаются:
скульптурное, живоп., мозаичное, убранство зданий, витражи, монументы.
В синтезе с архитектурой или окр. средой произв. М.И. создают ансамбль,
обычно являются его важной смысловой или пластич. доминантой, способствуют
его эстетич. выразительности. М.И. может обладать и самостоят. худож. ценностью.
Произв. М.И. - неотъемл. часть культур Др. Египта, античности, средневековья,
Возрождения, нов. и новейш. времени. В России замечат. произв. М.И. относятся
ко времени Киевской Руси (ансамбль Киевской Софии и др.). Высокого уровня
М.И. достигает в 17 - нач. 19 в. (зд. Адмиралтейства, СПб., арх. А.Д. Захаров;
постройки К.И. Росси; пам. Минину и Пожарскому, Москва, скульпт. И.П. Мартос
и мн. др.). Рубеж 19 - нач. 20 вв. характеризуется успешным развитием таких
видов М.И.,как мозаика и витражи, созданием ряда значит. монументов (пам.
Александру III, СПб., П.П. Трубецкой и др.). После рев-ции 1917 важную
роль в развитии М.И. сыграл план монум. пропаганды. В 30 -50-е гг. негатив.
влияние на развитие М.И. оказал тоталитаризм. Шир. распростр. получают
монументы вождям рев-ции (особ. И.В. Сталину). Большое значение для послед.
развития М.И. оказал опыт использования М.И. в разл. ансамблях и комплексах
(выставки, дворцы культуры, метрополитен и т. д.). Крупными мастерами М.И.
30 - 50-хгг. были П.Д. Корин, А.А. Дейнека, В.И. Мухина и др. В 60-80-х
гг. М.И. достат. широко используется как при стр-ве отд. зданий, так и
создании ансамблей и комплексов (особ. мемориальных), при стр-ве новых
городов (напр. г. Навои, Шевченко и др.).