МОНУМЕНТ (от лат. monumentum, от moneo - напоминаю) - памятник,
архитектурно-скульпт. сооружение в честь ист. лица или события. М. рассчитан
на обозрение его большим кол-вом людей и играет важнейшую роль в орг-ции
окруж. пространства; является, как правило, объемно-пространств. и смысловой
доминантой архит. комплекса. В доист. времена роль М. выполняли погреб.
сооружения - курганы и мегалиты, хотя в них погребальные или культовые
функции преобладали над мемориальными. Осн. композиц. типы М. были созданы
в античности: портретные или аллегор. статуи и скульпт. группы, конные
статуи (статуя имп. Марка Аврелия, бр., 161 - 181, Рим), триумф. арки и
колонны (колонна Траяна, 111 - 113, Рим, арх. Аполлодор), стелы. Первонач.
размещаемые на свящ. участках, М., начиная с 6 в. до н. э., внедряются
в ткань гор. застройки. Др.-рим. архитектура делает М. (особенно триумф.
арки и колонны) важным композиц. эл-том пространства площади - форума.
Для ср.-век. европ. архитектуры хар-на традиция установки крестов, отмечающих
памятные места. В зап.-христ. странах возникает обычай создавать скульпт.
изображения донаторов - заказчиков храма. В христ. мире традиц. было увековечение
важнейших событий путем заложения храма: храм Василия Блаженного (Покровский
собор, что на рву), 1555 - 60, Москва, арх. Барма и Постник - заложен в
память о победе над Казанским ханством, 1552. В эпоху Ренессанса возрождается
др.-рим. традиция светских М. (конная статуя кондотьера Гаттамелаты, 1447
- 53, Падуя, скульпт. Донателло). Арх. и скульпторы маньеризма, барокко,
классицизма вносят в эту традицию торжественность и репрезентативность.
Создаются многочисл. М. в честь монархов, полководцев и т. п. (конный М.
Петру I Великому, 1768 - 78, уст. 1782, СПб., скульпт. Э. Фальконе). Ампир
возрождает др. антич. традицию - создание монум. комплексов в честь воен.
побед: Александровская колонна, 1830 - 34, СПб., арх. А. Монферран - воздвигнута
в честь имп. Александра I и его победы в войне с Франц. империей (1812-14).
В 19 в. появляются многочисл. М. в честь крупных обществ. деятелей, писателей,
поэтов и т. п. (нам. И. Крылову, 1848 - 55, СПб., скульпт. П. Клодт; пам.
А. Пушкину, 1880, Москва, скульпт. А. Опекушин). Происходит постеп. обособление
М. из арх. ансамбля, вместе с тем увеличивается психол. конкретность образа.
Рубеж 19 -20 вв. в Европе отмечен созданием ряда значит. М. в честь выдающ.
гос. деятелей. По хар-ру арх. исполнения они м. б. отнесены к двум крупнейшим
стилям этого времени - эклектике и ар нуво (в России - стиль «модерн»)
(пам. Виктору-Эммануилу II, королю Италии, 1885 - 1911, Рим, арх. Д. Саккони).
В эпоху Александра III в России возрождается интерес к древним худож. формам,
эстетика рус. средневековья (храм Воскресения Христова, 1883-1907, СП6,,
арх. А. Парланд, М. Макаров). В 20 в. появляется соверш. новая идея мемор.
комплексов - память о жертвах войн. Эти М. отличаются экспрессивностью
форм, символикой, обобщенностью образов («Разрушенный город», Роттердам,
1953, скульпт. О. Цадкин). В целом же мировая практика создания М. в 20
в. определяется тяготением к использованию неизобразит. форм, лаконичной,
укрупненной пластики, неожид. ракурсов пластич. масс, нетрадиц. мат-лов.
Монумент-памятник В. В. Маяковскому в Москве. Скульптор А.П. Кибальников
Создание М. в России после рев-ции 1917 становится делом сугубо гос.;
первые крупные М.: Марсово поле (Пг., 1918, арх. Л. Руднев, посв. павшим
за рев-цию рабочим и деятелям сов. гос-ва) и Мавзолей В.И. Ленина (Москва,
1924, арх. А. Щусев), в к-рых нашли отражение идеи конструктивизма. Значит.
увеличивается стр-во М. после Вел. Отеч. войны. Используются разнообр.
виды иск-ва, формы, мат-лы, док. реалии. М. возводятся как на терр. СССР,
так и за его пределами. На протяжении 60-х гг. постеп. усиливается тенденция
гигантомании, снижается уровень худож. осмысления темы. В 70 -80-х гг.
меняется интонац. строй М., появляются жанровые мотивы, уменьшается масштаб
размеров. Наиб. значительные М. 40 -80-х гг.: Воинам Сов. армии в Трептовпарке
(Берлин, 1946 - 49, скульпт. Е. Вучетич, арх. Я. Белопольский), Пискаревское
кладбище (Ленинград, 1960, скульпт. В. Исаева и др., арх. Е. Левинсон,
А. Васильев), Мамаев курган (Волгоград, 1967, скульпт. Вучетич, арх. Белопольский),
Пам. защитникам Ленинграда (1975, скульпт. М. Аникушин, арх. С. Сперанский),
«Реквием» (Москва, 1967 - 70, скульпт. Д. Митленский) и др.