РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МОНУМЕНТ

МОНУМЕНТ

МОНУМЕНТ МОНУМЕНТ (от лат. monumentum, от moneo - напоминаю) - памятник, архитектурно-скульпт. сооружение в честь ист. лица или события. М. рассчитан на обозрение его большим кол-вом людей и играет важнейшую роль в орг-ции окруж. пространства; является, как правило, объемно-пространств. и смысловой доминантой архит. комплекса. В доист. времена роль М. выполняли погреб. сооружения - курганы и мегалиты, хотя в них погребальные или культовые функции преобладали над мемориальными. Осн. композиц. типы М. были созданы в античности: портретные или аллегор. статуи и скульпт. группы, конные статуи (статуя имп. Марка Аврелия, бр., 161 - 181, Рим), триумф. арки и колонны (колонна Траяна, 111 - 113, Рим, арх. Аполлодор), стелы. Первонач. размещаемые на свящ. участках, М., начиная с 6 в. до н. э., внедряются в ткань гор. застройки. Др.-рим. архитектура делает М. (особенно триумф. арки и колонны) важным композиц. эл-том пространства площади - форума. Для ср.-век. европ. архитектуры хар-на традиция установки крестов, отмечающих памятные места. В зап.-христ. странах возникает обычай создавать скульпт. изображения донаторов - заказчиков храма. В христ. мире традиц. было увековечение важнейших событий путем заложения храма: храм Василия Блаженного (Покровский собор, что на рву), 1555 - 60, Москва, арх. Барма и Постник - заложен в память о победе над Казанским ханством, 1552. В эпоху Ренессанса возрождается др.-рим. традиция светских М. (конная статуя кондотьера Гаттамелаты, 1447 - 53, Падуя, скульпт. Донателло). Арх. и скульпторы маньеризма, барокко, классицизма вносят в эту традицию торжественность и репрезентативность. Создаются многочисл. М. в честь монархов, полководцев и т. п. (конный М. Петру I Великому, 1768 - 78, уст. 1782, СПб., скульпт. Э. Фальконе). Ампир возрождает др. антич. традицию - создание монум. комплексов в честь воен. побед: Александровская колонна, 1830 - 34, СПб., арх. А. Монферран - воздвигнута в честь имп. Александра I и его победы в войне с Франц. империей (1812-14). В 19 в. появляются многочисл. М. в честь крупных обществ. деятелей, писателей, поэтов и т. п. (нам. И. Крылову, 1848 - 55, СПб., скульпт. П. Клодт; пам. А. Пушкину, 1880, Москва, скульпт. А. Опекушин). Происходит постеп. обособление М. из арх. ансамбля, вместе с тем увеличивается психол. конкретность образа. Рубеж 19 -20 вв. в Европе отмечен созданием ряда значит. М. в честь выдающ. гос. деятелей. По хар-ру арх. исполнения они м. б. отнесены к двум крупнейшим стилям этого времени - эклектике и ар нуво (в России - стиль «модерн») (пам. Виктору-Эммануилу II, королю Италии, 1885 - 1911, Рим, арх. Д. Саккони). В эпоху Александра III в России возрождается интерес к древним худож. формам, эстетика рус. средневековья (храм Воскресения Христова, 1883-1907, СП6,, арх. А. Парланд, М. Макаров). В 20 в. появляется соверш. новая идея мемор. комплексов - память о жертвах войн. Эти М. отличаются экспрессивностью форм, символикой, обобщенностью образов («Разрушенный город», Роттердам, 1953, скульпт. О. Цадкин). В целом же мировая практика создания М. в 20 в. определяется тяготением к использованию неизобразит. форм, лаконичной, укрупненной пластики, неожид. ракурсов пластич. масс, нетрадиц. мат-лов.

МОНУМЕНТ

Монумент-памятник В. В. Маяковскому в Москве. Скульптор А.П. Кибальников

Создание М. в России после рев-ции 1917 становится делом сугубо гос.; первые крупные М.: Марсово поле (Пг., 1918, арх. Л. Руднев, посв. павшим за рев-цию рабочим и деятелям сов. гос-ва) и Мавзолей В.И. Ленина (Москва, 1924, арх. А. Щусев), в к-рых нашли отражение идеи конструктивизма. Значит. увеличивается стр-во М. после Вел. Отеч. войны. Используются разнообр. виды иск-ва, формы, мат-лы, док. реалии. М. возводятся как на терр. СССР, так и за его пределами. На протяжении 60-х гг. постеп. усиливается тенденция гигантомании, снижается уровень худож. осмысления темы. В 70 -80-х гг. меняется интонац. строй М., появляются жанровые мотивы, уменьшается масштаб размеров. Наиб. значительные М. 40 -80-х гг.: Воинам Сов. армии в Трептовпарке (Берлин, 1946 - 49, скульпт. Е. Вучетич, арх. Я. Белопольский), Пискаревское кладбище (Ленинград, 1960, скульпт. В. Исаева и др., арх. Е. Левинсон, А. Васильев), Мамаев курган (Волгоград, 1967, скульпт. Вучетич, арх. Белопольский), Пам. защитникам Ленинграда (1975, скульпт. М. Аникушин, арх. С. Сперанский), «Реквием» (Москва, 1967 - 70, скульпт. Д. Митленский) и др.