МОНТАЖ В КИНО техн. прием, осн. на склейке кусков кинопленки,
один из ведущих принципов формообразования в ф. Универс. культуролог. принцип,
связ. с идеей комбинации, с конструктивным преодолением дискретности. Впервые
простейшие монтажные приемы были применены Ж. Мельесом в ф.-феериях 1902
- 06 (Мельес показал тогда возможность монтажн. трюка). В ранних комич.
и авантюр. ф. М. планов и ракурсов создавал иллюзию погони и движения.
В раннем немом М. выполнял также эмоц.-психол. функцию драматизации действия
(замедление и убыстрение монтажн. ритма и т. д.). Франц. авангард сделал
достоянием киноиск-ва экспрессивный М. (Л. Деллюк, А. Ганс, Ж. Эпштейн).
В 1918-19 Л. Кулешов первым осознал эстетич. сущность М. Конструируя из
отд. кадров, снятых в разных местах, несуществ. пространство, а из отд.
актерских планов - некие общие модели поведения и состояния (знаменитый
«эффект Кулешова»), он пришел к выводу о главенств. роли М. в кино. М.
предстал универс. способом орг-ции киноматериала. Для Кулешова он воплощал
идею движения, отсюда - принцип монтажа «по движению», возможно более короткими
кусками. Кулешов называл такой М. «американским» (в мир. кино М. короткими
кусками принято именовать «рус.М.»). Сов. немое кино 20-х гг. вошло в историю
киноиск-ва как «рус. монтажн. кино», чему в значит. мере способствовали
концепции Кулешова, Д. Вертова, С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, С. Тимошенко,
а также предст. «формальной школы» (Ю. Тынянов, В. Шкловский, Б. Эйхенбаум).
Эксперименты Вертова и Э. Шуб показали, как велик заложенный в М. диапазон
субъективизации факта - от худ. его деформации у Вертова до полной идеол.
переориентации в монтажн. ф. Шуб. Наиб. подвижн. хар-р носила монтажн.
концепция Эйзенштейна. Ее исходный момент - задача эмоц.-идеол. воздействия
на зрителя. От раннего «М. аттракционов» (1923) -к монтажн. образу (образ
как развитие монтажн. идеи - взревевшие львы в «Броненосце "Потемкине"»);
от монтажн. образа - к «интеллект. М.» кон. 20-х гг. а затем к стройной
четырехступенч. структуре (М. метрический - риторический - тональный -
обертонный). Но при этом М. для Эйзенштейна всегда оставался столкновением
кадров (а кадр - ячейкой М.). Приход звука качеств. изменил монтажн. принципы,
хар-р М. в кино. Менялась роль М. в ф., укрепился иной монтажн. стиль.
Удлинялись монтажн. куски, дробный межкадровый М. сменялся внутрикадр.,
осн. на взаимосвязи объектов и действий, существующих в одном неразрезанном
во времени куске. Отправная идея движения обретала непрерывность. Звукозрит.
контрапункт открыл новую перспективу монтажно-сти в звук. кино: монтажность
становилась глубинным измерением ф. М.-прием, М.-трюк уступали место значит.
сложным проявлениям монтажности: внутрикадр. М., ассоциат., даже «дистанционному»
(А. Пелешян). В 50 -60-х гг. в заруб. киноведении появились антимонтажн.
тенденции. Автор теории «онтологический реализм» А. Базен указал на присущие
классич. монтажн. кино неизбежные искажения действительности - через идеологич.
призму, субъективную образность и т. д. По Базену, М. убивает многозначность
кадра, а значит. и многозначность реальности. Резко критикуя «семантический»
М. Эйзенштейна как манипулирующий и мистифицирующий зрителя, Базен вместе
с тем признавал М. «изобразительный» (включенный в изобразит. решение кадра).
Концепция Базена, опиравшаяся в осн. на практику неореализма, утратила
популярность в 60 -70-х гг. Тогда же представители структурализма включили
М. в орбиту структурного анализа ф. С общими принципами М. связан технол.
процесс монтирования ф., к-рый включает синхронизацию изобр. и звука, а
также окончат. (реж.) М., осуществляемый реж. совм. с монтажером ф. Мн.
теоретики и практики кино (С. Тимошенко, М. Ромм, И. Авербах) придавали
исключит. значение этой последней творч. произв. стадии, т. к. здесь ф.
обретает вполне завершенную форму. Лит.: Эйзенштейн С. Избр. произв.:
В 6т. М., 1964. Т. 2; Аристарко Г. История теорий кино. М., 1966; Селезнева
Т. Киномысль 1920-хгг. Л., 1972; Базен А. Чтотакое кино? М., 1972; Тимошенко
С. Иск-во кино и монтаж фильма // Из истории Ленфильма. Л., 1973; Кулешов
Л. В. Статьи. Материалы. М., 1979; Литература. Искусство. Театр. Кино.
М., 1988.