МОНАСТЫРИ в России - на Руси первые М. появились в Киеве вскоре
после принятие христ-ва (10-11 вв.), в сер. 11 в. был основан Киево-Печерский
М. К сер 13 в., ко времени монг. нашествия, действовало до 70 М., около
пол. из них приходилось на Киев и Новгород. Преобладали гор. и пригородные
М., основанные князьями (из 70-ти - не менее 30-ти), епископами, боярами,
купцами. Они существовали на деньги вкладчиков и, в отличие от Киево-Печер.
М., придерживались не общежительного, а келлиотского (особножительного)
устава. В рез. реформы основателя Троице-Сергиева М. Сергия Радонежского
(14 в.) получили распространение «пустынные» общежительные М., располагавшиеся
вдали от городов. Свыше 30 М. составили «школу преп. Сергия». Монаст. колонизация
шла параллельно с крестьянской и способствовала освоению отдаленных районов.
Пользуясь тарханами - феодальным иммунитетом, М. вели крупное хозяйство.
Им принадлежали огромные земельные владения, крепостные крестьяне. М. организовывали
промыслы, развивали ремесла, вели торговлю. Нек-рые из них получили значит.
адм. полномочия на местах. М. пользовались большим по лит. влиянием, оказывали
вел. князьям активную поддержку в создании рус. централиз. гос-ва. Вплоть
до 17 в. мощные креп. укрепления М. имели оборонит. значение. Отд. М. использовались
властями как дух. и полит. тюрьмы, а также для насильств. пострижения полит.
противников и неугодных жен. М. были центрами др.-рус. культуры. В них
сочинялись и переписывались книги, велись летописи, работали художники,
арх.. музыканты. При М. открывались школы. В 16-17 вв. привилегии постепенно
отменялись, монаст. землевладение ограничивалось. Петр I строго регламентировал
жизнь М., значительно сузил их имуществ. права. При Екатерине II в 1764
проведена секуляризация монаст. земель. М., включенные в штаты, получили
гос. содержание. С коп. 18 в. М. вновь стали получать зем. участки, пользовались
покр-вом императоров. В 1910 в России было 460 муж. и 429 жен. правосл.
М. Декрет об отделении церкви от гос-ва (23 янв. 1918) объявил имущество
М. всенар. достоянием, большая часть М. была разорена и закрыта. Со 2-й
пол. 1980-х гг. началось возвращение Церкви мн. М. и возрождение монаст.
жизни.