РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МОЛИТВОСЛОВНЫЙ СТИХ (кондакарный стих)

МОЛИТВОСЛОВНЫЙ СТИХ (кондакарный стих)

МОЛИТВОСЛОВНЫЙ СТИХ (кондакарный стих) МОЛИТВОСЛОВНЫЙ СТИХ (кондакарный стих) - свобод. стих. в к-ром синтаксич. членение совпадает с ритмич. (концы строк совпадают с естеств. интонац. сигналами типа антикаденции, а концы строф или «строфоидов» - с сигналом типа каденции); ритмич. движение в М.С. строится на ожидании отмеченности начала строк, поэтому осн. структурным приемом его орг-ции является синтаксич. или тематич. параллелизм, подкрепляемый обычно анафорой (единоначатием). Последним обст-вом объясняется тяготение М.С. к акростиху. В качестве ритмич. сигналов, отмечающих начала строк, обычно выступают две грамматич. формы - звательная («Боже,...», «Отче наш, ...» и т. д.) и повелит. наклонение («Радуйся, ...», «Помяни, ...», «Да будет, ...»), а также - синтаксич. инверсия. Напр.:

Отче наш, иже ecu на небесех. /Да святится имя твое, / Да приидет царствие твое, / Да будет воля твоя, / Яко на небеси и на земли, / Хлеб наш насущный даждь нам днесь. / И остави нам долги наша, / Яко же и мы оставляем должником нашим, / И не введи нас во искушение, / Но избави нас от лукавого.

М.С. появляется на Руси с принятием христ-ва; образцом его был ст.-с лав. силлабич. М.С., созд. во времена Кирилла и Мефодия в подражание визант. литургич. стиху. С падением кратких гласных в рус. яз. равносложность М.С. разрушилась и он превратился в подобие чистотонич. свободного стиха. В церк. употреблении М.С. дошел до новейшего времени, особенно хорошо сохранившись в акафистах. В 15 - 18 вв. он получает распространение в «стихах умиленных» (песнопениях, предназнач. для индивид. или хорового пения), значит. расширяя свою тематику. Старейшим примером применения М.С. в ориг. произв. др.-рус. письменности является «похвала» кн. Владимиру в «Слове о Законе и Благодати» Илариона. В нач. 20 в. М.С. ориентир. на традицию «стихов умиленных», возрождается в верлибре символистов (А. Добролюбов):

Господи, где сила Твоя и весна Твоя? Где на земле обитает торжество Твое? Возврати меня, Жизнь моя, в сердце Твое, Возврати мне сердце дней древних, Возврати мне всю веру и душу мою. Напиши меня на руке Твоей, Напиши стены мои на руке Твоей, Стены мои всегда у очей Твоих!