РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В любом случае хар-р героя для модернистов не поддается окончат. определению и раскрытию: он представляет собой принцип. загадку, разгадать к-рую не дано. Отсюда - отказ модернистов от психол. детерминизма: с их героем все происходит «вдруг», вне причин и следствий и может иметь лишь предположит. или символич. объяснение. Образ героя часто имеет мифол. подоплеку: он восходит к определ. архетипам человеческого поведения, закрепленным в др. культурах, и представляет собой их совр. модификацию. Модернисты не приемлют идею прогресса. Они верят в неизменяемость или цикличность мира либо приходят к разл. утопич. решениям вопроса о будущем человечества. Последнее хар-но для нек-рых течений рус. М. в отличие от зап., что в целом связано с особенностями самой эпохи напряженных обществ. чаяний в рус. жизни рубежа веков, а также с присущей рус. традиции социальной ангажированностью художника. Как реакция на утопич. тенденции обществ. мышления позднее в рус. М. возникает жанр ром.-антиутопии (роман Е. Замятина «Мы»). По отношению к предшеств. культуре в рус. М. существовали разл. позиции: с одной стороны, модернисты (особенно символисты) стремились к синтезу культ. традиций прошлого, активно использовали в своем тв-ве книжные аллюзии и реминисценции; с др. стороны, существовало иронич. отношение к культуре прошлого, ее комич. обыгрывание (ср., напр., ром. А. Белого «Петербург»), доходящее в др. модернистских течениях до полного отрицания традиц. культуры (у футуристов), в противовес к-рой приходит интерес к примит. иск-ву, фольклору и язычеству. Формальные поиски в разл. течениях М. были обусловлены содержат. новизной тв-ва. Наиб. ярко нераздельность формального и содержат. начал проявилась в символизме, осн. формальный прием к-рого - символ - является одноврем. его смысловой основой. В тв-ве экспрессионистов кричащая образность, полная контрастов и диссонансов, связана со стремлением отразить дисгармонию мира, вступившего в полосу войн и рев-ций (предтечей экспрессионизма был Л. Андреев). Нетрадиционность языка и образов футуристов была их программным принципом и предопределялась желанием создать новую универсальную культуру. Напряженная метафоричность и образность имажинистов была необходима им для того, чтобы передать давление эпохи и частично отстраниться от нее, уйдя в новый эстетизм. Алогизм формы у обэриутов обусловлен уверенностью в адекватности такого худож. решения абсурду окружающего мира. Своеобр. формотворчеством являлось для модернистов и само жизненное поведение: жизнь воспринималась как «текст» и творилась по искусствоподобным законам. Формы эстетизации жизни хар-ны для предст. самых разных модернистских течений. Судьба М. в России сложилась драматически. В связи с неблагопр. социально-полит. условиями М. прекратил свое существование в 30-е гг. и его традиция оказалась прерванной.