РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МОДЕРНИЗМ

МОДЕРНИЗМ

МОДЕРНИЗМ МОДЕРНИЗМ - понятие, объединяющее разл. течения иск-ва кон. 19 -20 в. Не существует единого понимания этого термина. Согласно одной его трактовке М. включает в себя явления иск-ва кон. 19 - 1-й пол. 20 в., объединенные общей идеей отрицания принципов традиционного реалистич. творчества (декаданс, символизм, экспрессионизм футуризм и т. д.). Иное толкование сближает этот термин с термином «авангард» и предполагает, что М. - постсимволистское нереалистич. иск-во 1910- 1930-х гг. применит. к рус. лит-ре следует признать б. уместным расширит. толкование термина, к-рое объединило бы оба его толкования. Объединяющим началом в этом случае являются не столько формальные поиски, хар-ные не для одного М., сколько новый взгляд на мир и человека. Вслед за филос. и социальными учениями конца 19 в. лит. М. отразил кризис традиц. системы ценностей христ. культуры. Модернисты подвергали сомнению или по кр. м. аналитическому рассмотрению все ценности человеч. существования, при этом единств. верным критерием оказывалось для них личное, субъект. восприятие художника. Субъективизм становится гл. отличит. чертой модернист. лит-ры и проявляется как в эпатажности эгоцентризма у футуристов, так и в сюрреалистической трансформации мира у обэриутов. На смену социально-психол. анализу человека и об-ва в их взаимосвязи, хар-ному для рус. лит-ры. 19 в., приходит стремление к углубл. самоанализу и отражению образа мира в отд. человеческой личности. Вместо концептуальной логики худож. иссл. главенствует сознат. алогизм внутр. переживания, что у мн. модернистов приводит к изобр. фрагментарности. Фрагментарность заменяет собой прежние принципы худож. единства, к-рое уже не рассматривается в качестве эстетич. ценности. Для модернистской лит-ры хар-но стремление к эстетич. самодостаточности худож. произв. и связанные с этим герметизм и затрудненность читательского восприятия. Модернистов привлекают «крайние» состояния человека, эксцессы его поведения. Это часто определяет выбор героя: преступника, люмпена, безумца. Др. распространенный тип героя - это «человек без свойств», существо, лишенное привычных соц. связей.

В любом случае хар-р героя для модернистов не поддается окончат. определению и раскрытию: он представляет собой принцип. загадку, разгадать к-рую не дано. Отсюда - отказ модернистов от психол. детерминизма: с их героем все происходит «вдруг», вне причин и следствий и может иметь лишь предположит. или символич. объяснение. Образ героя часто имеет мифол. подоплеку: он восходит к определ. архетипам человеческого поведения, закрепленным в др. культурах, и представляет собой их совр. модификацию. Модернисты не приемлют идею прогресса. Они верят в неизменяемость или цикличность мира либо приходят к разл. утопич. решениям вопроса о будущем человечества. Последнее хар-но для нек-рых течений рус. М. в отличие от зап., что в целом связано с особенностями самой эпохи напряженных обществ. чаяний в рус. жизни рубежа веков, а также с присущей рус. традиции социальной ангажированностью художника. Как реакция на утопич. тенденции обществ. мышления позднее в рус. М. возникает жанр ром.-антиутопии (роман Е. Замятина «Мы»). По отношению к предшеств. культуре в рус. М. существовали разл. позиции: с одной стороны, модернисты (особенно символисты) стремились к синтезу культ. традиций прошлого, активно использовали в своем тв-ве книжные аллюзии и реминисценции; с др. стороны, существовало иронич. отношение к культуре прошлого, ее комич. обыгрывание (ср., напр., ром. А. Белого «Петербург»), доходящее в др. модернистских течениях до полного отрицания традиц. культуры (у футуристов), в противовес к-рой приходит интерес к примит. иск-ву, фольклору и язычеству. Формальные поиски в разл. течениях М. были обусловлены содержат. новизной тв-ва. Наиб. ярко нераздельность формального и содержат. начал проявилась в символизме, осн. формальный прием к-рого - символ - является одноврем. его смысловой основой. В тв-ве экспрессионистов кричащая образность, полная контрастов и диссонансов, связана со стремлением отразить дисгармонию мира, вступившего в полосу войн и рев-ций (предтечей экспрессионизма был Л. Андреев). Нетрадиционность языка и образов футуристов была их программным принципом и предопределялась желанием создать новую универсальную культуру. Напряженная метафоричность и образность имажинистов была необходима им для того, чтобы передать давление эпохи и частично отстраниться от нее, уйдя в новый эстетизм. Алогизм формы у обэриутов обусловлен уверенностью в адекватности такого худож. решения абсурду окружающего мира. Своеобр. формотворчеством являлось для модернистов и само жизненное поведение: жизнь воспринималась как «текст» и творилась по искусствоподобным законам. Формы эстетизации жизни хар-ны для предст. самых разных модернистских течений. Судьба М. в России сложилась драматически. В связи с неблагопр. социально-полит. условиями М. прекратил свое существование в 30-е гг. и его традиция оказалась прерванной.