РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МОЧАЛОВ Пав. Степ.

МОЧАЛОВ Пав. Степ.

МОЧАЛОВ Пав. Степ. МОЧАЛОВ Пав. Степ. (1800-48) драм. актер. К сценич. выступлениям готовился под рук. отца - С. Мочалова. Дебютировал на моск. сцене в 1817 ролью Полиника в пьесе В. Озерова «Эдип в Афинах». Занял ведущее положение в трагич. репертуаре благодаря стихийному темпераменту, эмоциональности, простоте. М. создавал образы романтич. героев, бунтарей-одиночек, людей порывистых и страстных. При глубине вдохновенности мн. сценич. созданий его игра часто отличалась неровностью, грубоватостью, неслаженностью. Успех пришел к М. в сер. 1830-х гг., когда личностная тема актера приобрела обществ. звучание. Именно тогда противостояние двух крупнейших рус. трагиков - М. и В. Каратыгиных - несло в себе не только эстетич. смысл, но и мировоззр. содержание. Уступая Каратыгину в искусности и внеш. эффектности, М. покорял зрителей глубиной переживаний и мощью порывов. Среди обширного репертуара актера можно выделить роли в пер. и переделках Шекспир, трагедий (Ромео, Отелло, Ричард III, Лир, с необыкновенным успехом - Гамлет), в пьесах Ф. Шиллера (Фердинанд и Миллер - «Коварство и любовь», КарлиФранк - «Разбойники», Мортимер - «Мария Стюарт», Дон Карлос - в одноим. пьесе), в заруб. и отеч. мелодраме (Мейнау - «Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу, Жорж Мориц - «Графиня Клара д'Обервиль» О. Анисе-Буржуа и А.-Ф. Деннери, Жорж Жермани - «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа и Дино, Нино - «Уголино» Н. Полевого) и комедии (Радугин - «Пустодумы» А. Шаховского, Чацкий - «Горе от ума» А. Грибоедова). Отсутствие школы привело к исчерпанности таланта актера, в рез. чего в 1846 он был вынужден покинуть Малый т-р и завершил выступления на провинц. подмостках.