МОЧАЛОВ Пав. Степ. (1800-48) драм. актер. К сценич. выступлениям
готовился под рук. отца - С. Мочалова. Дебютировал на моск. сцене в 1817
ролью Полиника в пьесе В. Озерова «Эдип в Афинах». Занял ведущее положение
в трагич. репертуаре благодаря стихийному темпераменту, эмоциональности,
простоте. М. создавал образы романтич. героев, бунтарей-одиночек, людей
порывистых и страстных. При глубине вдохновенности мн. сценич. созданий
его игра часто отличалась неровностью, грубоватостью, неслаженностью. Успех
пришел к М. в сер. 1830-х гг., когда личностная тема актера приобрела обществ.
звучание. Именно тогда противостояние двух крупнейших рус. трагиков - М.
и В. Каратыгиных - несло в себе не только эстетич. смысл, но и мировоззр.
содержание. Уступая Каратыгину в искусности и внеш. эффектности, М. покорял
зрителей глубиной переживаний и мощью порывов. Среди обширного репертуара
актера можно выделить роли в пер. и переделках Шекспир, трагедий (Ромео,
Отелло, Ричард III, Лир, с необыкновенным успехом - Гамлет), в пьесах Ф.
Шиллера (Фердинанд и Миллер - «Коварство и любовь», КарлиФранк - «Разбойники»,
Мортимер - «Мария Стюарт», Дон Карлос - в одноим. пьесе), в заруб. и отеч.
мелодраме (Мейнау - «Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу, Жорж Мориц
- «Графиня Клара д'Обервиль» О. Анисе-Буржуа и А.-Ф. Деннери, Жорж Жермани
- «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа и Дино, Нино - «Уголино»
Н. Полевого) и комедии (Радугин - «Пустодумы» А. Шаховского, Чацкий - «Горе
от ума» А. Грибоедова). Отсутствие школы привело к исчерпанности таланта
актера, в рез. чего в 1846 он был вынужден покинуть Малый т-р и завершил
выступления на провинц. подмостках.