РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МЛАДОГРАММАТИЗМ

МЛАДОГРАММАТИЗМ

МЛАДОГРАММАТИЗМ МЛАДОГРАММАТИЗМ - направление в яз-знании в последней четв. 19 в. Под младограмматиками в узком смысле понимаются по преим. нем. ученые (А. Лескин, К. Бругман, Г. Остгоф, Б. Дельбрюк, Г. Пауль - Лейпцигская школа и нек-рые др., примыкавшие к ним). В б. шир. смысле младограммат. направление включает таких ученых, как Ф.Ф. Фортунатов и его школа в России, С. Бугге и К. Вернер в Скандинавии и др. В контексте истории науч. яз.-знания младограмматики продолжали линию А. Шлейхера, пытаясь выявить единый в формальном отношении метод для объяснения язык. фактов. В основе лингв. теории младограмматиков лежат такие фундам. принципы, как психологизм в духе Г. Штейнталя с его особым вниманием к индивид.-психолог. основам язык. изменений и историзм, требовавший подхода к яз. как к обществ. явлению. Младограмматики решительно заявили о необходимости поворота яз.-знания к изучению живых яз. и диалектов. Однако в собственной исслед. практике младограмматики осн. внимание уделяли сравнительно-ист. изучению индоевроп. яз. На этом мат-ле был окончательно сформулирован намеченный еще Шлейхером осн. науч. постулат младограмматиков - тезис о непреложности фонетических законов, к-рый - вместе с также выдвинутым младограмматиками принципом аналогии - составил основу науч. аппарата, применявшегося для изучения язык. явлений в их ист. развитии. Пришедшие на сцену М. в нач. 20 в. иные науч. парадигмы (в первую очередь связанные с именем Ф. де Соссюра) перенесли центр внимания лингвистов на проблемы синхронного функционирования яз. как системы, преодолев тем самым свойственный М. атомизм (т. е. рассмотрение отдельных язык. явлений вне их взаимосвязи). Вместе с тем идеи младограмматиков остаются осн. принципами сравнительно-ист, яз.-знания. Непреходящую науч. ценность имеют достижения младограмматиков в разработке конкретных вопросов индоевропеистики. Продолжив дело, начатое Ф. Боппом и Шлейхером, они практически завершили построение сравнительно-ист. грамматики индоевроп. яз., сохраняющей до наст. вр. в осн. чертах вид, приданный ей младограмматиками. Значителен вклад младограмматиков в изучение истории отд. индоевр. языков.

Лит.: Десницкая А. В. Вопросы изучения родства индоевропейских языков. М.; Л., 1955; Общее и индоевропейское языкознание. М., 1956; Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960; Проблемы историзма и развития в языкознании 2-й пол. 19в.Л.,1984.