РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

«МИР ИСКУССТВА»

«МИР ИСКУССТВА»

«МИР ИСКУССТВА» «МИР ИСКУССТВА» - худож. течение «Серебряного века». Существовало с 1898 по 1927 с перерывами, принимая разные организац. формы: журнал, выставка, об-во художников. 1-й период «М. И.» - 1898-1904. Ядром 1-го об-ва «М. И.» был кружок родственников Александра Бенуа и его соучеников по гимназии К. Мая: Д.В. Философов, Л.С. Бакст, С.П. Дягилев, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере. В 1898 был основан худож. и лит.- критич. ж. «М. И.», выходивший в СПб. по 1904 (до 1901 - раз в 2 недели, затем раз в месяц). Издателями первонач. были изв. меценаты кн. М.С. Тенишева и С.И. Мамонтов, затем гл. ред. стал Дягилев (с № Юза 1903 совм. с А.Н. Бенуа). Кружок Бенуа образовал под эгидой журнала одноим. выставочный союз (офиц. оформлен в 1900).

«М. И.» был реакцией на прагматизм и идеологизм как установившиеся ценности рус. культуры того времени, острым неприятием антиэстетизма современности, идей Н.Г. Чернышевского и В.В. Стасова. «М. И.» стал поворотом к идеалам свободы творчества, к утверждению собственно эстетич. критериев, приоритетов худож. индивидуальности. В публикациях отчетливо выступает утверждение эстетики худож. индивидуализма, иск-ва как преобразования жизни, вера в красоту формы и синтез иск-в, ориентация на творческие искания, связанные со стилем «модерн». Журнал, ставивший своей целью пропаганду нового иск-ва и знакомство рос. публики с его достижениями в России и на Западе, знакомил читателей с рус. и иностранной худож. жизнью, публиковал обзоры иностр. изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современных произв. В ред. статьях первых номеров были сформулированы осн. принципы движения «М. И.» и направленность журнала: проблемы совр. культуры - это проблемы худож. формы; гл. задача иск-ва - воспитание эстетич. вкусов об-ва; худож. творчество само есть высшая ценность. Журнал публиковал много мат-лов по вопросам декоративно-прикладного иск-ва, нар. творчества и кустарных промыслов; печатались эстетические статьи, посвященные актуальным для эпохи проблемам синтеза иск-в, отдельным его видам, напр. книжной графике, а также вопросам худож. образования; очерки о т-ре, ставшем полигоном новых худож. исканий в области синтеза иск-в; лит.-критич. эссе и пр. Деят-ность художников «М. И.» способствовала развитию в России иск-в интерьера, т-ра, эстампа, книги - в этих иск-вах более всего проявились результаты поиска стилеобразующего начала, целостного иск-ва, синтеза.

Журнал «М. И.» представлял собою роскошно оформленное, изысканное изд., имеющее большую худож. ценность как самостоят. произв. графич. иск-ва (А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере и др.). Виньетки, трансформировавшие мотивы модерна, петербургского классицизма, неорусского стиля и финского неоромантизма, стали своеобразной эмблемой «М. И.». Ж. публиковал многочисл. материалы по истории рус. иск-ва 18 - 1-й четв. 19 вв., популяризация к-рого, как и проблемы охраны памятников, стала важной частью деят-ности «мирискусников».

Ж. имел два отдела: худож. и лит.-критич. (поэзия и проза за редчайшими исключениями не публиковались). Худож. отдел ж. стоял на позициях чистого самодостаточного эстетизма и отличался особым интересом к петербургскому периоду истории России и рус. иск-ва. Санкт-Петербург как «окно в Европу» был для деятелей «М. И.» символом единения России и Зап. Европы, Петр Великий - гл. кумиром кружка А.Н. Бенуа.

«МИР ИСКУССТВА»

М. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф. Достоевского «Белые ночи»

В 1898 С.П. Дягилев организовал 1-ю выставку картин ж. «М. И.»: «Выставку русских и финляндских художников» в Петербурге, само название к-рой говорит о неоромантической ориентации программы «М. И.», его связи с направлением «Северного модерна». В 1899 он же устроил «Первую международную выставку», и в дальнейшем «выставки картин журнала» проходили до 1903 в Петербурге (в 1902 - в Москве). В 1902-03 действовал постояннный петербургский салон «Современное искусство», выставлявший образцы декоративно-прикладного иск-ва и оформления интерьера. Во главе «М.И.» стояли С.П. Дягилев и А.Н. Бенуа. В объединение художников «М.И.» входили петербуржцы Л.С. Бакст, М.В. Добужинский, Е.Е. Лансере, А.П. Остроумова-Лебедева, З.Е. Серебрякова, К.А. Сомов и др. живописцы и графики обеих столиц: И.Я. Билибин, А.Я. Головин, И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, В. А. Серов; участвовали в выставках A.M. Васнецов, М.А. Врубель, С.А. Коровин, И.И. Левитан, С.В. Малютин, М.В. Нестеров, Л. О. Пастернак и др. - т.е. почти все художники, противостоявшие академич. и позитивистско-натуралистич. направлениям в рус. худож. к-ре, в т. ч. и нек-рые передвижники.

Каждый художник, принадлежавший к «М. И.», представляет ярко выраж. индивид. манеру творчества, и в этом отношении объединение «М. И.» обладало худож. целостностью не школы, а направления свободы поиска. Общими чертами мастеров «М. И.» в живописи и графике являются орнаментализация изображения, доминирование узора над рисунком, контура над цветом, отсюда преобладание графичности над живописностью, утонченный декоративизм. Характерной чертой эстетич. идеологии «М. И.» был пассеизм. Он проявился неоклассическими мотивами у Бакста, Серова, Добужинского; мотивами дворянской жизни и иск-ва прошлого - эпох рококо и ампира у Сомова, Бенуа, часто отмеченными, наряду с идеализацией, легкой иронией к изображаемому; национальным романтизмом - мотивами Др. Руси и фольклора - у Билибина и Рериха; и всеобщим увлечением петровской эпохой (что проявилось и в творчестве архитекторов, близких «М. И.», создавших неопетровский стиль). Для «М. И.» характерны тяготение к игре, широкое использование фантастики, сказки, гротеска, мотивов театра, марионетки, маски, карнавала, сна, видений, эротики.

В целом творчество большинства «мирискусников» в ранний период стилистически относится к модерну, охватывая собою все многообразие форм и мотивов этого стиля в рус. живописи, графике, театр.-декорационном и декоративно-прикладном иск-ве. В более широком смысле «М. И.» принадлежит к символизму, воплощая его в изобразит. иск-вах. Но насыщенность историко-культ. реминисценциями в сочетании с иронией и самопародией отличают «М. И.» от собственно символизма и модерна, придавая этому движению специфический петербургский дух, ставший определяющей чертой «Серебряного века», проявившийся вскоре в поэтике акмеистов.

Лит.-крит. отдел журнала, возглавляемый Д.В. Философовым (основными участниками его были Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус), отличался религиозно-мистической направленностью и мессианскими надеждами этнофильского свойства, исповедовал связь иск-ва с религией, поиск нового религ. сознания. Среди крупнейших публикаций лит.-крит. отд. «М. И.» - работа Мережковского «Л. Толстой и Достоевский», его статья «Пушкин», статья В.В. Розанова «Гоголь», иссл. Льва Шестова «Достоевский и Ницше. Философия трагедии», программные для символизма лит.-крит. статьи В.Я. Брюсова и Андрея Белого. Филос.-историч. противостояние в опред. степени способствовало внутр. полемичности издательской линии журнала, и в 1903 вследствие открытой полемики Мережковский, Гиппиус и Философов покинули «М. И.», создав журнал «Новый путь» (1903 - 04). В те же годы лит.-крит. отдел был выделен в отд. изд. «Хроника журнала "Мир искусства"». Ж. играл ведущую роль в самоопределении рус. нового иск-ва, к-рую после его закрытия в 1904 взяли на себя символистский журнал «Весы» и «Аполлон».

С закрытием журнала в 1904 объединение «М. И.» также перестало существовать, большинство его членов в 1904 - 10 входило в «Союз русских художников», образованный в 1903, когда «мирискусники» объединились с московской группой «36 художников». В 1906 С.П. Дягилев организовал выставку «М. И.» - в память журнала и его выставок. В том же году она экспонировалась в составе «Русской художественной выставки: 200 лет русского искусства» в Берлине и Венеции. В это время максимально активизируется театральная деят-ность художников.

В 1910 произошел раскол московских (тяготевших к авангардизму) и петербургских (пристрастных к историзму) художников. Это привело к возрождению петербургского «М. И.» - теперь как об-ва художников. 2-й период «М. И.» охватывает 1910 - 24, но, как и 1-й, выходит из своих хронологич. границ.

Председателем об-ва «М. И.» был Н.К. Рерих, к 1917 оно насчитывало ок. 50 членов, еще в меньшей мере, нежели в 1-м периоде, единых в своей манере - но единых в отрицании академизма и заидеологизированности передвижничества. Об-во проводило регулярные коллективные выставки в Петербурге и Москве, в 1912 также в Киеве, организовало в 1911 - 12 1-ю персональную выставку М.К. Чюрлениса, было представлено отдельной экспозицией на международной выставке в Риме в 1911. Художники «М. И.» были организаторами спектаклей «Русских сезонов» в Париже и Лондоне, ставших триумфом синтеза иск-в. В 1921 -22от«М. И.» отделилось и устраивало выставки в Москве под тем же названием самостоятельное об-во под председательством И. И. Машкова. Последней выставкой «М. И.» была выставка в Ленинграде в 1924; но, как и после конца 1-го периода, была еще одна выставка «М. И.» - в Париже в 1927.