РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МИНЕИ-ЧЕТЬИ (ЧЕТЬИ-МИНЕИ)

МИНЕИ-ЧЕТЬИ (ЧЕТЬИ-МИНЕИ)

МИНЕИ-ЧЕТЬИ (ЧЕТЬИ-МИНЕИ) МИНЕИ-ЧЕТЬИ (ЧЕТЬИ-МИНЕИ) - сб. жизнеописаний (житий) библейских и христианских святых, расположенных в порядке дней празднования их памяти - в соответствии с календарным принципом неподвижного, или «минейного», цикла (откуда происходит и название). Полные М.-Ч. состоят из 12 условных томов, по числу месяцев в году; повествование начинается с 1 сентября по юлианскому календарю (церковное новолетие) и заканчивается 31 августа. Они предназначены для внебогослужебного домашнего или келейного чтения, во время монастырской трапезы и др. Канонизация новых святых означает постоянное пополнение этого книжного свода. Разновидностью М.-Ч. в древнерусской традиции являются Торжественники - сборники житийных и учительных статей, также соблюдающие календарный принцип распределения мат-ла.

Своеобразие истории М.-Ч. на др.-рус. почве состоит в том, что здесь получили широкое распространение переводные архаичные (т. н. «дометафрастовские») житийные сб., еще не сложившиеся какопред. жанр. Формирование его продолжалось 7 столетий, завершившись лишь на рубеже 17 - 18 вв. Особая роль на заключительном этапе этого процесса принадлежит Великим М.-Ч., созданным по инициативе архиеп. Макария Новгородского (позднее митр. Московского), осуществившего идею собрать воедино «все чтомые» на Руси оригинальные и переводные книги. Их формирование в 3-х ред. длилось около 25 лет: с 1529/30 в Новгороде, затем в Москве. Этот уникальный свод, насчитывающий ок. 27057 стр. (во всех 12 книгах), содержит не только традиционные (жития, слова, поучения), но и иные жанры, в т. ч. «светской» письменности. В него включены в полном объеме Патерики, библейские книги с комментариями, богословские трактаты, сб. «Златоуст», «Златоструй», «Маргарит», а также истории, и публицистич. произв., «хождения», документальные мат-лы, Кормчая книга и даже нек-рые апокрифы. Поэтому Великие М.-Ч. оцениваются в качестве первой рус. энциклопедии.

В кон. 16 в. Великие М.-Ч. были положены в основу Чудовских (Годуновских) М.-Ч., в 17 в. - в основу Миней Германа Тулупова и И.И. Милютина. В кон. 17 в. к ним обратился Димитрий Ростовский, создавший к 1705, в результате 20-летней работы, свои знаменитые Минеи. При этом он использовал также Акты Святых ( Acta Sanctorum) - не имеющее себе равных по полноте многотомное науч. издание католического братства болландистов, традиционные сказания Симеона Метафраста, богатый мат-л из зап.-рус. прологов, оставшихся недоступными книжникам Макария, и др. источники.

М.-Ч. Димитрия Ростовского неоднократно переиздавались, пересказывались и сокращались с целью приближения их к народному сознанию. Минейная тематика разрабатывалась также рус. писателями-классиками 19 в. (житийные переложения Н. Лескова) , а в нач. 20 в. минейную композицию годового «круга чтения» на каждый день по-своему возродил и обновил Л. Толстой в ряде своих произведений.