РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МИНДАДЗЕ Ал-др Анат. (род.

МИНДАДЗЕ Ал-др Анат. (род.

МИНДАДЗЕ Ал-др Анат. (род. МИНДАДЗЕ Ал-др Анат. (род. 1949) кинодраматург. Сын кинодраматурга А.Б. Гребнева. В 1971 окончил сценарный ф-т ВГИКа. Потом был призван на воен. службу. После демобилизации написал свой первый сценарий полнометр. худ. ф. о буднях армии. По этому сценарию - «Весенний призыв» - в 1976 поставил ф. реж. П.Любимов. Втом же году второй сценарий М. - «Слово для защиты» - попадает в руки В.Ю. Абдрашитову, начинающему реж., только что закончившему ВГИК. Встреча М. и Абдрашитова, определила творч. судьбу обоих, ибо они со времени пост. ф. «Слово для защиты» (1977) работают вместе. Первые ф. М. и Абдрашитова осн. на материале угол. дел, но в ф. нет ни тайн, ни поисков преступника, и они не являются детективами. Криминальный мат-л нужен М., чтобы построить острые конфликты, в к-рых раскрываются хар-ры и психология героев. В сценарии «Охота на лис» (ф. поставлен в 1980) совершается преступление по существу безмотивное, взаимоотношения героев после совершившегося определяют нравств. проблематику ф. Весьма типична для драматургии М. тема духовной связи и отталкивания двух полярных характеров. Много позже эта же тема отразится в сценарии и ф. 1988 «Слуга», построенном на отношениях господства и подчинения. В центре сценария «Остановился поезд» (ф. поставлен в 1982) конфликт двух противоположных хар-ров - следователя и журналиста, уголовная тема приобретает социал. аспект. Ф. «Остановился поезд» был как бы провидением «аварии века»: катастрофы на Чернобыльской АЭС. В сценарии «Парад планет» (ф. поставлен в 1984) М. отошел от угол. тематики и док. манеры. По жанру этот ф. - филос. притча, в к-рой рассказывается о разобщенности людей в совр. мире. Притчей можно назвать и следующий сценарий М. (ф. поставлен в 1986) - «Плюмбум, или Опасная игра». Герой (а вернее антигерой) этого сценария и ф. - бездушный подросток, юный провокатор, наследник Павлика Морозова, готовый «заложить» даже родного отца. В метафорич. форме М. и Абдрашидов показывают, что поколение отцов, выросшее во лжи, само трагически виновато в пороках своих детей. Т. о. мастерство еще молодого кинодраматурга становится все более глубоким, соц. насыщенным и формально изощренным. Среди др. сценариев: «Поворот» (1979), «Предел желаний» (1983), «Армавир!» (1990).

Лит.: Савицкий Н. Разговор начистоту: О фильмах Вад. Абдрашитова и Ал-дра Миндадзе. М., 1986.