РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МГЕБРОВ Ал-др Авельевич

МГЕБРОВ Ал-др Авельевич

МГЕБРОВ Ал-др Авельевич МГЕБРОВ Ал-др Авельевич (1884 -1966) - актер и реж. В 1905 в Батуми, будучи подпоручиком, вывел солдат на помощь восставшим. Заочно приговорен к расстрелу. Эмигрировал в Скандинавию. За рубежом встретился с П. Орленевым и присоединился к его гастрольной труппе. Дебютировал в роли Алеши (инсц. «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, 1906). В 1907 учился на муз.-драм. курсах Рапгофа, затем поступил в МХТ, где в том же году сыграл скрипача и доктора в «Жизничеловека» Л. Андреева). Разочаровавшись, уходит из т-ра и переезжает в Пб. С 1908 - актер т-ра В. Комиссаржевской. После смерти Комиссаржевской отправляется в поездку с Орленевым (1910), играет в пьесах Г.Ибсена, в «Преступлении и наказании» по Ф. Достоевскому. По предл. Орленева организует крест. т-р в Голицино с крестьянами-толстовцами (1910). В 1912 - один из чл. Териокского т-ва актеров, писателей, худож., музыкантов. В териокских спектаклях В. Мейерхольда М. сыграл лучшие свои роли: Панталоне (пантомима «Арлекин, ходатай свадеб»), Крейслер (пантомима «Влюбленные»), Морис («Виновны -невиновны» А. Стриндберга), Эусебио («Поклонениекресту» П. Кальдерона). Работам М. была свойственна классич. величавость, благородство, нек-рая экзальтированность и налет мистицизма. Все это вместе с высокой фигурой, аскетичным, кр. лепки лицом, сильным голосом делало его незаменимым в ролях пророков, волхвов, патриархов и т. д. Вместе с женой В. Чекан М. создает Т-р на Обводном канале, где ставит «Каменного гостя» А. Пушкина, позже вступает в «Наш театр» А. Зонова. Здесь он впервые исполнил свою любимую роль - короля Лира. Накануне Октября М. с женой организует раб. т-р при Балт. з-де. Первая премьера коллектива - «На дне» М. Горького (пост. М.) вышла 26 дек. 1917. В 1918 М. возглавляет т-р-студию петрогр. Пролеткульта. М. пытался поставить эстетику и философию символизма на службу пролет. иск-ву. Его реж. приемы: коллект. экстатизм, декламация под музыку, статуарные позы с неожиданными жестами и выкриками, рев. символика. В 1918 студия Пролеткульта преобразовалась в Арену пролет. творчества с гл. реж. М. После раскола в петрогр. Пролеткульте (1919) М. с женой организуют Первый раб. рев. героич. т-р, закрылся в 1920. В 1921 пробует возродить в Петрограде т-р Пролеткульта, но разкая критика постановок привела к распаду т-ра и уходу М. в Акад. т-р драмы. В 1924 - 35 М. руководит Мастерской по изучению Островского и Шекспира (позднее переименована в «Глобус»), пробует себя в комич. роли Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова» А. Островского). В 1939 возвращается в Ленингр. акад. т-р драмы им. Пушкина. В 1956 уходит со сцены и занимается пед. деят-ностью с актерами-любителями. Снимался в кино: Державин («Юность поэта», 1937), Пимен («Иван Грозный», 1945). Автор кн. «Жизнь в театре» (Л., 1929-32).