МГЕБРОВ Ал-др Авельевич (1884 -1966) - актер и реж. В 1905 в
Батуми, будучи подпоручиком, вывел солдат на помощь восставшим. Заочно
приговорен к расстрелу. Эмигрировал в Скандинавию. За рубежом встретился
с П. Орленевым и присоединился к его гастрольной труппе. Дебютировал в
роли Алеши (инсц. «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского, 1906). В 1907
учился на муз.-драм. курсах Рапгофа, затем поступил в МХТ, где в том же
году сыграл скрипача и доктора в «Жизничеловека» Л. Андреева). Разочаровавшись,
уходит из т-ра и переезжает в Пб. С 1908 - актер т-ра В. Комиссаржевской.
После смерти Комиссаржевской отправляется в поездку с Орленевым (1910),
играет в пьесах Г.Ибсена, в «Преступлении и наказании» по Ф. Достоевскому.
По предл. Орленева организует крест. т-р в Голицино с крестьянами-толстовцами
(1910). В 1912 - один из чл. Териокского т-ва актеров, писателей, худож.,
музыкантов. В териокских спектаклях В. Мейерхольда М. сыграл лучшие свои
роли: Панталоне (пантомима «Арлекин, ходатай свадеб»), Крейслер (пантомима
«Влюбленные»), Морис («Виновны -невиновны» А. Стриндберга), Эусебио («Поклонениекресту»
П. Кальдерона). Работам М. была свойственна классич. величавость, благородство,
нек-рая экзальтированность и налет мистицизма. Все это вместе с высокой
фигурой, аскетичным, кр. лепки лицом, сильным голосом делало его незаменимым
в ролях пророков, волхвов, патриархов и т. д. Вместе с женой В. Чекан М.
создает Т-р на Обводном канале, где ставит «Каменного гостя» А. Пушкина,
позже вступает в «Наш театр» А. Зонова. Здесь он впервые исполнил свою
любимую роль - короля Лира. Накануне Октября М. с женой организует раб.
т-р при Балт. з-де. Первая премьера коллектива - «На дне» М. Горького (пост.
М.) вышла 26 дек. 1917. В 1918 М. возглавляет т-р-студию петрогр. Пролеткульта.
М. пытался поставить эстетику и философию символизма на службу пролет.
иск-ву. Его реж. приемы: коллект. экстатизм, декламация под музыку, статуарные
позы с неожиданными жестами и выкриками, рев. символика. В 1918 студия
Пролеткульта преобразовалась в Арену пролет. творчества с гл. реж. М. После
раскола в петрогр. Пролеткульте (1919) М. с женой организуют Первый раб.
рев. героич. т-р, закрылся в 1920. В 1921 пробует возродить в Петрограде
т-р Пролеткульта, но разкая критика постановок привела к распаду т-ра и
уходу М. в Акад. т-р драмы. В 1924 - 35 М. руководит Мастерской по изучению
Островского и Шекспира (позднее переименована в «Глобус»), пробует себя
в комич. роли Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова» А. Островского). В
1939 возвращается в Ленингр. акад. т-р драмы им. Пушкина. В 1956 уходит
со сцены и занимается пед. деят-ностью с актерами-любителями. Снимался
в кино: Державин («Юность поэта», 1937), Пимен («Иван Грозный», 1945).
Автор кн. «Жизнь в театре» (Л., 1929-32).