РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МЕТРОПОЛИТЕН (МЕТРО)

МЕТРОПОЛИТЕН (МЕТРО)

МЕТРОПОЛИТЕН (МЕТРО) МЕТРОПОЛИТЕН (МЕТРО) (от греч. - столица) - городская внеуличная подземная железная дорога для массовых скоростных перевозок пассажиров. Наиб. распространен подземный вариант. Принято считать, что М. необходим в городе с населением св. 1 млн.

Первый М. был построен в Лондоне (1860 - 63, на паровозной тяге; с 1890 - глубокие тоннели, на электрич. тяге), второй - в Нью-Йорке (1868), третий - в Будапеште (1896). К началу 1930-х гг. М. были уже в 4-х гор. США, в 9 гор. Европы (в т. ч. в Мадриде, Барселоне, Афинах), два в Японии, один в Лат. Америке (Буэнос-Айрес). Проекты М. в Петербурге и Москве обсуждались в нач. 20 в., однако не были реализованы.

Стр-во моск. М. началось с 1931 по решению пленума ЦК ВКП(б) под кураторством наркома жел. дорог Л.М. Кагановича (до 1990-х гг. все М. советских городов входили в систему Мин-ва путей сообщения). 1-я линия длиной 11,6 км с 13 станциями была открыта 15 мая 1935. В 1955 открыто движение по первой ветке ленингр. М., в дальнейшем подземные жел. дороги появились также в др. крупных городах СССР.

В зап. странах культ. ценность М. заключалась в расширении сферы цивилизации, в победе человеч. разума (техники) над косностью природы. Эту идею и выражает производств. стиль архитектуры зап. М.: отсутствие худож. отделки станций М., за исключением входов в парижский М. (стиль модерн, с применением худож. металла и стекла, арх. Г. Гимар).

В сов. культуре М. принялна себя и высшие культурные функции; отделка станций М. декларирует фундамент. ценности сов. культуры. Станции М. как бы перенимали нек-рые функции уничтожаемых в это же время храмов. Соответственно этой культурной задаче арх. станций М. - экстерьер павильонов входа, интерьер верхнего зала и вестибюлей и особ. интерьер нижнего перронного зала синтезировали черты дворцовой и храмовой арх. Их парадность была призвана снять или затушевать неизбежные ассоциации, возникающие на основе оппозиции «храм / метро». От дворцов они заимствовали светские темы декора, не соотнесенные, однако, с прямым их назначением.

Для наруж. павильонов М. типична форма ротонды, характ. для церквей классич. эпохи (напр., церкви постройки М.Ф. Казакова в Москве) или арочный вход типа триумф. врат. Надэскалаторные залы строились почти всегда ротондой с куполом. Непоср. перед эскалатором - т. е. воспринимаемая перед началом спуска (позиция иконостаса, соед. с движением вниз) - нередко помещается изобр. композиция триумф. содержания («Нарвская», «Владимирская» в Ленинграде).

МЕТРОПОЛИТЕН (МЕТРО)

Московский метрополитен. Станция - «Комсомольская»

Для станций 2-й пол. 30 -50-х гг. характерна опред. тема. В Москве на ст. «Пл. Маяковского» сделаны мозаики в куполах на тему «Сутки страны Советов». На ст. «Нагатинская» тема мозаик - история Москвы: полки Дмитрия Донского, идущие на Куликово поле, соляные бунты крестьян. восстание Ивана Болотникова и др. В ленингр. М. тема ст. «Пл. Восстания» - рев-ция (бронз. рельефы в ниж. зале), ст. «Технологич. ин-т» - рус. наука и т. п.

Необходимость колонн, общая композиция структуры нижнего интерьера М. сходны с базиликой, и это сходство также оказывало воздействие и было худож. обыграно: в торце - в позиции алтаря - главная смысловая композиция. Оч. выразит. пример - «храм» А.С. Пушкина на станции «Пушкинская» в Ленинграде, где к скульптуре Пушкина (на фоне стенной росписи с видом Царскосельского парка) в позиции алтаря - носят цветы.

В создании станций моск. М. участвовали крупнейшие архитекторы: В.Г. Гельфрейх, А.Н. Душкин, И.А. Фомин, А.В. Щусев и др., крупнейшие художники - Н.Я. Данько, А.А. Дейнека, П.Д. Корин, М.Г. Манизер.

Во времена упадка сов. идеологии М. постепенно утрачивает свою высшую культ. функцию, что выразилось в том, что павильоны входов станций М. стали встраивать в другие здания или включать в обычный подземный переход, в залах М. появились торг. точки, торг. реклама.