МЕТРИКА (греч. - мера, размер) - 1) То же, что стихосложение.
В этом значении термин «М.» чаще используется применит. к одной из систем
стихосложения - метрической. 2) То же, что стиховедение. В таком значении
термин «М.» обычно употребляется применит. к тем этапам изучения стиха,
к-рые носили нормативный, предписывающий характер, вырабатывая систему
правил построения стиха (арабская М., антич. М. и т. д.). В этом отношении
показательно назв. классич. работы по рус. стиховедению В. К. Тредиаковского
«Новый и краткий способ к сложению рос. стихов». 3) Раздел стиховедения,
изучающий строение стихотв. строки - системы стихосложения, метры и стихотв.
размеры. В совр. стиховедении, разграничивающем понятия метра и ритма,
этот раздел обычно называют «М. и ритмика», реже относят к обл. М. учение
о сочетаниях звук. признаков стиха (гл. обр. константных), к «ритмике»
- вариации этих сочетаний, имеющие, как правило, исторически изменчивый
характер (обычно - доминанты и тенденции). Разграничение это условно, поск.
в наст. время дифференциация понятий «метр» и «ритм» еще недостаточно разработана.
Как самостоят. раздел стиховедения М. соотносится с фоникой (учением о
сочетании звуков). В стиховедении принято различать: нормативную М. (см.
М. во 2-м значении) как руководство по стихосложению (напр., в трудах Тредиаковского
и М.В. Ломоносова); ист. М. как историю становления и развития законов
строения стиха и употребительности отд. его форм; сравнительную М., изучающую
типологич. и контактные связи, отношения, сходства и различия в стихе разных
народов (в совр. стиховедении; является одним из методов реконструкции
древнейших, несохранивш. форм стиха - общеевроп. и пр.); описат. М., ,
занимающуюся описанием М. отд. произв., произв. одного автора, отдельного
этапа в развитии стиха и пр. (гл. обр. - их стихотв. размеров, т. н. «метрич.
репертуар»). 4) Система стихотв. форм, употребит. в поэзии того или иного
писателя, жанра, эпохи, культуры и пр. (напр., «М. Пушкина», «лирич. М.»,
«М. рус. поэзии 18 в.», «антич. М.» и пр.). Их описание (в отличие от М.
в 3-м значении) обычно включает не только собственно М., но и строфику,
иногда - каталектику и рифму.