РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МЕТР

МЕТР

МЕТР МЕТР (от греч. - мера, размер) - общая схема ритмич. орг-ции стиха, «первичный ритм», осн. на повторении тех или иных звук. эл-тов на опред. позициях и тем самым формирующий «ритм. ожидание». М. как идеальный закон чередования сильных и слабых мест в стихе противопоставлен ритму как реальному чередованию сильных и слабых мест, «возникающих в рез. взаимодействия естеств. свойств речевого материала и метрич. закона» (В.М. Жирмунский). В широком смысле понятие «М.» используется в значении «внутр. мера стиха» (Б.В. Томашевский) применительно к любой системе стихосложения для обозначения «канонизированных» правил построения стиха: урегулированность слоговых долгот (для метрич. стихосложения), слогов (длясиллабич. стихосложения), ударений (для тонич. стихосложения). Так, М. александрийского стиха франц. силлабики может быть представлен следующей схемой: МЕТР // МЕТР /// (гдеМЕТР - произвольный слог, МЕТР - обязательно-ударный слог, //и /// - постоянные словоразделы), а М. тонич. 4-ударного стиха В.В. Маяковского - схемой: МЕТРМЕТР /// (гдеМЕТР ударный слог, /, //, ///- словоразделы разной силы). В этом случае понятие М. включает в себя понятия «ритм» и «размер», т. к. учитывает стихоразделы и словоразделы, а также объем стиха. Поэтому обычно в стиховедении понятие «М.» используется в узком смысле - как обозначение разного рода упорядоченности слогов внутри стиха применит. к метрич. и силлабо-тонич. стихосложению. В метрич. стихосложении М. основан на выделении, точнее - противопоставлении долгих и кратких слогов. Антич. стопы канонизировали разл. сочетания долгих и кратких слогов в качестве осн. метрич. единицы; обозначения М. и стопы в антич. стихосложении фактически совпадают (хорей, ямб, дактиль и т. д.). Так, метрич. дактиль м. б. представлен схемой: МЕТР (где «-» обозначает долгий слог,МЕТР - два кратких, допускающих замену их одним долгим). В силлабо-тонич. системе стихосложения М. основан на противопоставлении ударных и безударных слогов; порядок их чередования (или - в период господства стопной теории - сочетания, аналогичного антич. метрике) принято называть стихотв. М. Так, силлабо-тонич. ямб может быть представлен схемой: МЕТР ... (где МЕТР - уд., МЕТР - безуд. слог многосложного слова или ударный слог односложного слова). Каждый М. в этих системах стихосложения имеет неск. стихотв. размеров (напр., 3-стопный ямб, 4-стопный ямб, чередование 3- и 4-стопногоямба, вольный ямб и т. д.). В свою очередь, каждый размер имеет ряд разновидностей (4-стопный ямб со сплошными муж. окончаниями, с чередованием муж. и жен., муж. и дактилических и т. д.). Являясь общей схемой чередования сильных и слабых мест в стихе, М. допускает разл. варианты отступлений, имеющие разную степень употребительности. В ист. плане период канонизации М. характеризуется минимальным числом отступлений, иными словами, реальный ритм стиха стремится макс. приблизиться к метр. схеме. Освоение и широкое распространение М. приводит, как правило, не только к многочисл. отступлениям от него, но и к формированию целого ряда типов таких отступлений, своеобр. ритмич. моделей. На практике поэт ориентируется не на М. как таковой, а на его более и менее распростр. ритмич. варианты. В отд. нац. лит-pax они связаны со спецификой самого явления М. в данном яз. (напр., англ. и рус. ямб) и с традицией (напр., ритмич. вариации М., осваиваемые через пер. и подражания иноязычной поэзии). Специфику М., задающего осн. ритмич. инерцию стиха, но, как правило, допускающего разл. варианты слогового заполнения сильных и слабых мест, в совр. стиховедении принято описывать через понятия константы, доминанты и тенденции. Так, в рус. силлабо-тонич. стихе последнее сильное место является константой, т. е. требует обязат. употребления уд. слога, поэтому пропуск ударения на последнем сильном месте заставляет воспринимать стих как укороченный на стопу, нарочито неправильный (напр., строка В. Брюсова «Послушайте, как вас? вы слышите?» в контексте 5-стопного ямба), в то время как в англ. ямбе пропуск ударения на последнем месте, не являющемся константой, представляет собой обычное явление. Доминанты и тенденции (преим. и типическое либо для М. вообще, либо для его бытования в отд. эпоху заполнение сильных и слабых мест стиха) обычно прослеживаются в отд. размерах одного М. Так, напр., доминантой является употребление безуд. слогов на слабых местах 4-стопного ямба; тенденцией - употребление безуд. слога на 3-м сильном месте (в 18 в. она сопровождалась тенденцией заполнения уд. слогом 1-го сильного места, в 19 в. - 2-го сильного места) в том же размере. Константы, доминанты и тенденции образуют ритмич. вариации каждого стихотв. размера. Ритмич. вариации отд. стихотв. строк могут входить в контекст разных М. Так, напр., строка «И кланяться непринужденно» (А.С. Пушкин) возможна в контексте 4-стопного ямба и 3-стопного амфибрахия. Метрич. основа в этом случае м. б. выявлена искусств. подчеркиванием качеств. разл. стиховых позиций. Метрич. строение стиха не связано с его смысловым членением, хотя в эпохи канонизации «первичного ритма» либо его возрождения, возвращения к ритмич. первооснове стиха слоговый объем отбираемых слов и синтаксич. строение текста в значит. степени подчиняются метрич. заданию. В рус. стихе осн. силлаботонич. М. (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), начиная с А. Белого (1910-е гг.), рассматриваются как условная модель, реализуемая в конкретных ритмич. вариациях, воплощенных в ряде стихотв. текстов. На ее основе построено и изучение стихотв. ритма, описание к-рого всегда предполагает выявление совпадений и расхождений между метрич. заданным чередованием уд. и безуд. слогов и их реальным чередованием в данном тексте (пропуски метрич. ударений, сверхсхемные ударения и т. д.).