РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МЕТОД

МЕТОД

МЕТОД МЕТОД (от греч. - путь иссл., познания) - филос. категория, служащая для обозначения системы регулятивных принципов теоретич., практич. и духовного освоения действительности, логическая конструкция императивного характера, задающая опред. план действий. Приемы разл. видов деят-ности существенно отличаются друг от друга, их содержание во многом детерминируется предметом и хар-ром самой деятельности. Объединить разл. М. под одной категорией, не оторвав их от породивших их процедур, не поступившись спецификой каждой их группы, можно только теоретически, предварительно оговорив основание проведения подобной процедуры. Таким основанием служит понимание М. как системы нормативов, регламентирующих развитие разл. форм чел. деят-ности. С этой точки зрения, М., являясь своеобр. формой знания, выполняет функцию посредника в достижении к.-л. цели. Своеобразие М. как определ. формы знания состоит в том, что они носят императивный (предписат.) хар-р со специфич. для них языковой формой повелительного наклонения. Наконец, М. присуще сочетание продуктивных и репродуктивных свойств: последние обеспечивают преемственность разл. М., связь их с культурой, использование прошлого опыта, традиций и т. д., первые же направлены на создание нового. Наиб. распростран. М. иссл. действительности являются эмпирические (наблюдение, эксперимент, описание, измерение) и теоретические (гипотетико-дедуктивный, аксиоматический, моделирование, конструирование, идеализация и др.). Оба типаМ. предполагают использование общелогич. приемов познания (индукцию, дедукцию, анализ, синтез, обобщение, аналогию и др.). По степени общности различают М. конкретно-научные (М. ультразвукового анализа, испытания под высоким давлением и др.), общенауч. (системный, структурный, кибернетический, синергетический и др.) и филос. (диалектика, феноменология, герменевтика и др.). Проблема М. познания как важнейшая проблема гносеологии становится центральной в философии и науке нового вре-мени (Бэкон, Гоббс, Декарт, 16 - 17 вв.). Именно в это время на осн. развития и трансформации схоластич. учений номинализма и реализма возникает сохраняющаяся в определ. форме и до наших дней дилемма эмпиризма и рационализма.