РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дм. Сер.

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дм. Сер.

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дм. Сер. МЕРЕЖКОВСКИЙ Дм. Сер. (1865-1941) - писатель, поэт, драматург, переводчик, лит. критик, публицист, религ. мыслитель. Творч. путь начал как поэт. В первом сб. («Стихотворения», 1888) ощутимы отзвуки либерально-народнических идей, а также поэзии «скорби и печали» С. Надсона. В 1-й пол. 1890-х гг. М. начинает писать (отчасти под влиянием Э. По, Ш. Бодлера и др. зап. художников) в духе «декадентской» поэзии, призванной выразить мировосприятие и болезненно-уточенные настроения людей «конца века». Предтечей нарождавшегося рус. символизма стала кн. М. «О причинах упадка и о новых течениях совр. рус. литературы» (1893). Гл. элементами нового иск-ва М. провозгласил мистическое содержание, символы и «расширение художественной впечатлительности». В творчестве М. эти искания отразились в сб. «Символы» (1892) и «Новые стихотворения» (1896). В 1890-х гг. М. написал в жанре «субъективной критики» ряд оригинальных очерков и этюдов о рус. и зарубеж. классиках, они вошли в кн. «Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы» (1897). На рубеже веков были созданы крупные произв., принесшие М. признание и европ. известность: обширное филос.-критич. иссл. «Л. Толстой и Достоевский» (1901-02. Т. 1-2) и ист. трилогия под названием «Христос и Антихрист» (1895-1905). В обобщающей интерпретации М.-критика Ф. Достоевский предстает как гениальный провидец в сфере духа, а Л. Толстой - как «тайновидец плоти». Заслуга М. состоит в том, что он рассмотрел творчество двух великих рус. художников и мыслителей в контексте мир. духовной культуры. В ист. трилогии (романы «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей») воплотилась такая черта М., как «благоговейное уважение к большим масштабам мирового прошлого» (Н. Бердяев). При этом внимание романиста привлекали те ист. эпохи, где скрещивались тенденции упадка и духовного возрождения, к-рые он находил и в совр. ему жизни.

В романах, как и в кн. о Толстом и Достоевском, отчетливо выявилась склонность писателя к нек-рому схематизму, антиномичному мышлению: его историософия сводилась, по существу, к универсальной идее противоборства «духа» и «плоти», христ-ва и язычества, Христа и Антихриста. М. выдвинул концепцию «нового религ. сознания», к-рая предполагала синтез разнородных мир. начал в некоем высшем царстве Духа. С проповедью своей доктрины «неохристианства» М. выступал и как публицист (напр., сб. «Грядущий Хам», 1906), и как религ. деятель. Он стал одним из инициаторов и организаторов Религ.-филос. собр. (1901-03), вместе с 3. Гиппиус и П. Перцовым основал религ.-обществ. ж. «Новый путь» (1903 - 04). Идея религ. общественности, выдвинутая М., пронизывает всю его предрев. публицистику («Пророк революции», «Больная Россия», «В тихом омуте», «Было и будет» и др.). Во время 1-й рус. рев-ции М. резко повернулся к радикализму и пришел к идее полного неприятия самодержавия. В февр. 1906 уехал во Францию, прожил за границей ок. двух с половиной лет. Там были созданы драмы «Павел I», «Маков цвет» (последняя совм. с 3. Гиппиус и Д. Философовым). В 1910-е гг. М. работал над романами «Александр I» и «14 декабря», публицист. статьями. Критически встретив Окт. рев-цию, в к-рой он увидел разгул стихийных сил, М. с Гиппиус в 1920 эмигрировали сначала в Варшаву, затем в Париж. Все годы эмиграции занимал непримиримую позицию по отношению к Сов. России. Осн. произв., созданные за границей («Тайна Запада. Атлантида и Европа», «Иисус Неизвестный», цикл «Лики святых. От Иисуса к нам» и др.), так или иначе связаны с ключевыми идеями М. о дух. перерождении мира, грядущем Царстве духа, воплощении на земле истинного христ-ва.

МЕРЕЖКОВСКИЙ Дм. Сер.

Д. Мережковский (справа), 3. Гиппиус, Д. Философов. 1911