РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В романах, как и в кн. о Толстом и Достоевском, отчетливо выявилась склонность писателя к нек-рому схематизму, антиномичному мышлению: его историософия сводилась, по существу, к универсальной идее противоборства «духа» и «плоти», христ-ва и язычества, Христа и Антихриста. М. выдвинул концепцию «нового религ. сознания», к-рая предполагала синтез разнородных мир. начал в некоем высшем царстве Духа. С проповедью своей доктрины «неохристианства» М. выступал и как публицист (напр., сб. «Грядущий Хам», 1906), и как религ. деятель. Он стал одним из инициаторов и организаторов Религ.-филос. собр. (1901-03), вместе с 3. Гиппиус и П. Перцовым основал религ.-обществ. ж. «Новый путь» (1903 - 04). Идея религ. общественности, выдвинутая М., пронизывает всю его предрев. публицистику («Пророк революции», «Больная Россия», «В тихом омуте», «Было и будет» и др.). Во время 1-й рус. рев-ции М. резко повернулся к радикализму и пришел к идее полного неприятия самодержавия. В февр. 1906 уехал во Францию, прожил за границей ок. двух с половиной лет. Там были созданы драмы «Павел I», «Маков цвет» (последняя совм. с 3. Гиппиус и Д. Философовым). В 1910-е гг. М. работал над романами «Александр I» и «14 декабря», публицист. статьями. Критически встретив Окт. рев-цию, в к-рой он увидел разгул стихийных сил, М. с Гиппиус в 1920 эмигрировали сначала в Варшаву, затем в Париж. Все годы эмиграции занимал непримиримую позицию по отношению к Сов. России. Осн. произв., созданные за границей («Тайна Запада. Атлантида и Европа», «Иисус Неизвестный», цикл «Лики святых. От Иисуса к нам» и др.), так или иначе связаны с ключевыми идеями М. о дух. перерождении мира, грядущем Царстве духа, воплощении на земле истинного христ-ва.
Д. Мережковский (справа), 3. Гиппиус, Д. Философов. 1911