МЕНУЭТ (франц. menuet, от menu pas - малый шаг) - старинный франц.
нар. танец, первонач. в умеренном темпе, с тактовым размером 3/4. Произошел
от бранля - нар. хороводного танца провинции Пуату. При Людовике XIV стал
придворным танцем и включался в оперы-балеты Ж. Б. Люлли. С кон. 17 в.
М. приобрел более ускоренный темп и энергичный характер и почти во всех
зап.-европ. странах вошел в т. н. камерную сонату и сюиту в качестве одной
из последних частей с репризной трехчастной формой (da capo). «Король танцев»,
М. сохранился в предклассицистских и классицистских камерных ансамблях
(трио, квартетах, дивертисментах, серенадах), сонатах, симфониях, располагаясь
обычно перед финалом. Лишь Л. Бетховен в симфониях постепенно заменил М.
на скерцо. В России М. танцевали на ассамблеях при Петре I, в 18 в. были
популярны «Песни на М.». М. встречается в бальных оркестровых сюитах О.А.
Козловского, в сольных и ансамблевых сонатах М.С. Березовского и И.Е. Хандошкина,
квартетах А. А. Алябьева и Мих.Ю. Виельгорско-го, Сюите для фп. А. Г. Рубинштейна
(ор. 38), оркестровой сюите «Моцартиана» и балете «Спящая красавица» (Танец
герцогинь) П.И. Чайковского. М. для фп. создали А.Г. Рубинштейн (ор. 93),
Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, B.C. Калинников, А.Т. Гречанинов. В
20 в. интерес к М. проявляли композиторы, тяготеющие к неоклассицизму:
С.В. Рахманинов (Прелюдия № 4 для фп., Вариация 12 в Рапсодии на тему Паганини
для фп. с оркестром); Н.Я. Мясковский («Стилизации» для фп.); С.С. Прокофьев
(№ 11 из балета «Ромео и Джульетта», М. для фп.); А.Г. Шнитке (Сюита в
старинном стиле для скрипки и фп.); Ю.И. Маркин (Старинные танцы в джазовом
стиле для фп.). Уник. вокальные М. принадлежат С.И. Танееву (романс «М.»)
и И.Ф. Стравинскому (Хор-M. из оперы «Похождение повесы»).