РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МЕНУЭТ

МЕНУЭТ

МЕНУЭТ МЕНУЭТ (франц. menuet, от menu pas - малый шаг) - старинный франц. нар. танец, первонач. в умеренном темпе, с тактовым размером 3/4. Произошел от бранля - нар. хороводного танца провинции Пуату. При Людовике XIV стал придворным танцем и включался в оперы-балеты Ж. Б. Люлли. С кон. 17 в. М. приобрел более ускоренный темп и энергичный характер и почти во всех зап.-европ. странах вошел в т. н. камерную сонату и сюиту в качестве одной из последних частей с репризной трехчастной формой (da capo). «Король танцев», М. сохранился в предклассицистских и классицистских камерных ансамблях (трио, квартетах, дивертисментах, серенадах), сонатах, симфониях, располагаясь обычно перед финалом. Лишь Л. Бетховен в симфониях постепенно заменил М. на скерцо. В России М. танцевали на ассамблеях при Петре I, в 18 в. были популярны «Песни на М.». М. встречается в бальных оркестровых сюитах О.А. Козловского, в сольных и ансамблевых сонатах М.С. Березовского и И.Е. Хандошкина, квартетах А. А. Алябьева и Мих.Ю. Виельгорско-го, Сюите для фп. А. Г. Рубинштейна (ор. 38), оркестровой сюите «Моцартиана» и балете «Спящая красавица» (Танец герцогинь) П.И. Чайковского. М. для фп. создали А.Г. Рубинштейн (ор. 93), Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, B.C. Калинников, А.Т. Гречанинов. В 20 в. интерес к М. проявляли композиторы, тяготеющие к неоклассицизму: С.В. Рахманинов (Прелюдия № 4 для фп., Вариация 12 в Рапсодии на тему Паганини для фп. с оркестром); Н.Я. Мясковский («Стилизации» для фп.); С.С. Прокофьев (№ 11 из балета «Ромео и Джульетта», М. для фп.); А.Г. Шнитке (Сюита в старинном стиле для скрипки и фп.); Ю.И. Маркин (Старинные танцы в джазовом стиле для фп.). Уник. вокальные М. принадлежат С.И. Танееву (романс «М.») и И.Ф. Стравинскому (Хор-M. из оперы «Похождение повесы»).