МЕБЕЛЬ (от франц. meuble, от лат. mobius - подвижный) - осн.
вид обстановки помещений. М. играет большую роль в худож. орг-ции интерьера.
Обычно делается из дерева, окрашенного или выявляющего материал, его цвет,
фактуру; части М. могут покрываться тканью или кожей, дополняться накладками
из металла, керамики и т.д., живописью, скульптурой. Для изготовления М.
применяются также кость, рог. металл. По своим конструктивным особенностям
М. может быть передвижной или встроенной, редко навесной; неразборной и
сборно-разборной. Развитие М. связано с развитием худож. вкусов и стилей.
Древнейшие образцы М. - предметы обстановки, находившиеся во дворцах фараонов
Др. Египта (2 тыс. до н. э.). Ср.-век. рус. М. (известна по миниатюрам,
фрескам, иконам) отличалась простотой. Это были прямоуг. столы, табуреты,
сундуки, лавки, скамьи, ларцы и т. п. Рус. быт не знал стульев, кресла
встречались только в качестве тронов, кровати появились в 17 в. и были
в единичных экземплярах у царей и знатнейших вельмож, но существовали спец.
перекидные скамьи со спинками на шарнирах, удерживавшими спящего от падения.
М. 16- 17 вв. отличалась обилием резного декора (растит. и геометр. мотивы),
разнообразием расцветок. В кон. 17 - 1-й четв. 18в. М. привозится чаще
всего из Англии и Голландии, по иностр. образцам работают и рус. мастера.
Это и простая, практичная мебель, ориентированная на бюргерский быт, и
богатая М. со сложной резьбой, инкрустацией и интарсией. Ею обставлены
петровские дворцы: Летний, Монплезир, Марли. Появление стульев, дающих
свободу размещения в интерьере, оказывает сильнейшее влияние на повседневное
поведение. Для хранения документов и ценностей появляются кабинеты и бюро,
оформлявшиеся с исключит. роскошью и представлявшие собой своего рода арх.
сооружения; распространяются кровати - Меншиков собирает их несколько сот.
Появляется нарядная М. барокко и рококо из Франции, Юж. Германии, Италии;
В. Растрелли и А. Ринальди сочиняют проекты мебели для своих интерьеров
(сохранились немногие предметы в Екатерининском дворце Царского Села и
Китайском дворце Ораниенбаума), но в сер. 18 в. М. так мало, что имп. двор
перевозит М. из одной резиденции в другую. Со сменой архит. стиля в посл.
четв. 18 в. М. также сменяется классицистической, ее проектируют Ч. Камерон
для Царского Села, В. Бренна для Павловска, завозят гл. обр. из Франции.
В нач. 19 в. М. стиля ампир копирует антич. формы, обретая монументальность,
подчеркнутую статичность, декорируется крупной бронз. отделкой (проекты
К. Росси, А. Воронихина и др.). Типы М. становятся разнообразнее, появляются
диваны, обращенные на две стороны, S-образные, круглые, расстановка приобретает
свободу, М. группируют уголками, разделяя ими интерьер на отд. части. В
1830 - 90-х гг. М., как и архитектура, делается в разл. стилях эклектизма
(«историзма»): в 1830-х гг. широко распространяется неоготич. М., совершенно
непохожая на М. средневековья, а воспроизводящая формы готич. архитектуры;
с 1840-х гг. на неск. десятилетий господств. стилем становится 2-е рококо
(знаменитая мебель Гамбса), но применяются и все иные ист. стили. В 1870-х
гг. распространяются новоизобретенные венские стулья, наряду с ними - «кутаная»
М., в к-рой пышная обивка полностью скрывает конструкцию, и тяжеловесные
формы «под старину» (обычно подражающие М. эпохи Возрождения). В кон. 19
в. стиль «модерн» охватывает собой все компоненты интерьера. Модерн стремится
к единству худож. решения бытовой среды; ведутся интенсивные поиски новых
принципов формотворчества, фактурной и цветовой выразительности материалов.
Появляются новые мат-лы - мореный клен, ясень; обязательными для интерьеров
становятся угловые диваны с полочками и шкафчиками, разл. встроенная М.,
встречавшаяся до того очень редко. В поисках новых форм в атмосфере неоромантизма
появляется подражание русской нар. М. (мастерские Абрамцева, Талашкина),
возрождение классицизма. В 20 в. господствующим стилем оказывается функционализм
(А. Родченко, А. Щусев), приведший вскоре, с изменением соц. структуры
и бытовых условий, к фактическому исчезновению мебельного иск-ва.