РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МЕБЕЛЬ

МЕБЕЛЬ

МЕБЕЛЬ МЕБЕЛЬ (от франц. meuble, от лат. mobius - подвижный) - осн. вид обстановки помещений. М. играет большую роль в худож. орг-ции интерьера. Обычно делается из дерева, окрашенного или выявляющего материал, его цвет, фактуру; части М. могут покрываться тканью или кожей, дополняться накладками из металла, керамики и т.д., живописью, скульптурой. Для изготовления М. применяются также кость, рог. металл. По своим конструктивным особенностям М. может быть передвижной или встроенной, редко навесной; неразборной и сборно-разборной. Развитие М. связано с развитием худож. вкусов и стилей. Древнейшие образцы М. - предметы обстановки, находившиеся во дворцах фараонов Др. Египта (2 тыс. до н. э.). Ср.-век. рус. М. (известна по миниатюрам, фрескам, иконам) отличалась простотой. Это были прямоуг. столы, табуреты, сундуки, лавки, скамьи, ларцы и т. п. Рус. быт не знал стульев, кресла встречались только в качестве тронов, кровати появились в 17 в. и были в единичных экземплярах у царей и знатнейших вельмож, но существовали спец. перекидные скамьи со спинками на шарнирах, удерживавшими спящего от падения. М. 16- 17 вв. отличалась обилием резного декора (растит. и геометр. мотивы), разнообразием расцветок. В кон. 17 - 1-й четв. 18в. М. привозится чаще всего из Англии и Голландии, по иностр. образцам работают и рус. мастера. Это и простая, практичная мебель, ориентированная на бюргерский быт, и богатая М. со сложной резьбой, инкрустацией и интарсией. Ею обставлены петровские дворцы: Летний, Монплезир, Марли. Появление стульев, дающих свободу размещения в интерьере, оказывает сильнейшее влияние на повседневное поведение. Для хранения документов и ценностей появляются кабинеты и бюро, оформлявшиеся с исключит. роскошью и представлявшие собой своего рода арх. сооружения; распространяются кровати - Меншиков собирает их несколько сот. Появляется нарядная М. барокко и рококо из Франции, Юж. Германии, Италии; В. Растрелли и А. Ринальди сочиняют проекты мебели для своих интерьеров (сохранились немногие предметы в Екатерининском дворце Царского Села и Китайском дворце Ораниенбаума), но в сер. 18 в. М. так мало, что имп. двор перевозит М. из одной резиденции в другую. Со сменой архит. стиля в посл. четв. 18 в. М. также сменяется классицистической, ее проектируют Ч. Камерон для Царского Села, В. Бренна для Павловска, завозят гл. обр. из Франции. В нач. 19 в. М. стиля ампир копирует антич. формы, обретая монументальность, подчеркнутую статичность, декорируется крупной бронз. отделкой (проекты К. Росси, А. Воронихина и др.). Типы М. становятся разнообразнее, появляются диваны, обращенные на две стороны, S-образные, круглые, расстановка приобретает свободу, М. группируют уголками, разделяя ими интерьер на отд. части. В 1830 - 90-х гг. М., как и архитектура, делается в разл. стилях эклектизма («историзма»): в 1830-х гг. широко распространяется неоготич. М., совершенно непохожая на М. средневековья, а воспроизводящая формы готич. архитектуры; с 1840-х гг. на неск. десятилетий господств. стилем становится 2-е рококо (знаменитая мебель Гамбса), но применяются и все иные ист. стили. В 1870-х гг. распространяются новоизобретенные венские стулья, наряду с ними - «кутаная» М., в к-рой пышная обивка полностью скрывает конструкцию, и тяжеловесные формы «под старину» (обычно подражающие М. эпохи Возрождения). В кон. 19 в. стиль «модерн» охватывает собой все компоненты интерьера. Модерн стремится к единству худож. решения бытовой среды; ведутся интенсивные поиски новых принципов формотворчества, фактурной и цветовой выразительности материалов. Появляются новые мат-лы - мореный клен, ясень; обязательными для интерьеров становятся угловые диваны с полочками и шкафчиками, разл. встроенная М., встречавшаяся до того очень редко. В поисках новых форм в атмосфере неоромантизма появляется подражание русской нар. М. (мастерские Абрамцева, Талашкина), возрождение классицизма. В 20 в. господствующим стилем оказывается функционализм (А. Родченко, А. Щусев), приведший вскоре, с изменением соц. структуры и бытовых условий, к фактическому исчезновению мебельного иск-ва.