РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В проф. инструмент. музыке 19 в. распространение М. связано с творчеством Ф. Шопена. Его многочисленные М. (Шопен называл их «obrazki» - картинки) - это и наивные сельские сценки, и рыцарственный шляхетский танец, и лирико-психологич. поэмы. К М. обращались и др. польские композиторы: М. Огиньский, Г. Венявский, М. Шимановская, С. Монюшко, в 20 в. - К. Шимановский.
М. широко распространена в рус. музыке 19 в. В аристократич. быту М. (наряду с полонезом) - один из типичных бальных танцев, и на ее фоне разыгрывается ссора Онегина и Ленского в опере Чайковского «Евгений Онегин». В рус. опере со времен М.И. Глинки М. - олицетворение польского характера. В балете 19 в. М. входит в состав дивертисмента - сюиты нац. характерных танцев; напр., она звучит в балетах П.И. Чайковского «Лебединое озеро» (3-й акт), «Спящая красавица» (3-й акт). В «Щелкунчике» М. - один из танцев заводных кукол Дроссельмейера. М. является средством характеристики Принца в балете С.С. Прокофьева «Золушка». М. широко представлена в рус. фп. музыке: в творчестве Глинки (пьеса «Воспоминание о мазурке»); Чайковского (М. из «Детского альбома»); А.К. Лядова (14 М. для фортепиано); А. Н. Скрябина (изысканно-утонченные М. Соч. 3, 28, 40); А.К. Глазунова. Помимо М. для фп., Лядов и Глазунов писали оркестровые М. Лядову же принадлежит программная оркестровая пьеса в характере М. «Сельская сцена в корчме».