РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МАЯКОВСКИЙ Вл. Вл.

МАЯКОВСКИЙ Вл. Вл.

МАЯКОВСКИЙ Вл. Вл. МАЯКОВСКИЙ Вл. Вл. (1893 1930) - поэт, драматург, публицист; актер, критик кино. Род. в с. Багдади Кутаис. губ., в семье лесничего. Учился в кутаис. г-зии, а после смерти отца и переезда семьи в Москву в моск. г-зии. Принимал участие в рев. движении, был арестован, помещен в Бутырки, освобожден как несовершеннолетний. Занимался в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Первые стих. опыты, по свидетельству самого М., носили подражат. хар-р. После сближения с футуристами М. разделял осн. программные установки этого худож. направления: независимость творчества от содержания (идея «самовитого» слова), нигилистическое отношение к культ. наследию, умозрительное конструирование иск-ва будущего и т. д. Однако уже раннее тв-во М. - стихотворения, трагедия «Владимир Маяковский» (1913), поэмы «Облаков штанах» (1915) и «Флейта-позвоночник» (1916), «Войнаимир» (1916), «Человек» (1917) несли значит. социальное содержание (протест против окружающей действ-ности, чувство одиночества чел. в кап. городе, неразделенной любви). Для поэзии М. характерен гиперболизм, метафорическая насыщенность, соединение одического и сатирического начал. Восторженное приятие рев-ции («моя революция») отразилось в стих. М. первых после окт. лет, в пьесе «Мистерия-буфф» (1918), поэме «150 000 000» (1920), в работе над плакатами для Окон РОСТА, в поэмах «Владимир Ильич Ленин» (1924), «Хорошо!» (1927). В 1923 М. создает поэму о любви «Про это». С кон. 1922 М. - лидер ЛЕФа, лит.-худож. группировки, утверждавшей идею «социального заказа», утилитарной функции иск-ва. Эта идея отразилась не только в декларациях поэта, но и в его худож. практике (реклама, агитационные стих., стихотв. плакаты), нередко вступая в противоречие с трагич. природой дара М. Наряду с утверждающим началом в тв-ве М. сильно заявила о себе сатира, о чем свидетельствуют стих. 20-х гг. «Прозаседавшиеся», «О дряни» и др., сатир. комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929 - 30), в к-рых автор выступил как драматург-новатор. Поэтическим завещанием М. стали два вступления к поэме «Во весь голос» (1930). Работать для кино начал в 1913. Пишет для моск. «Кино-журнала» до 1915, публикуя в нем статьи под псевдонимом и шаржи на кинозвезд. В том же году написан первый сценарий М. «Погоня за славою», оставшийся нереализованным, хотя М. полагал, что ф. по его сценарию все же был поставлен. Возможно участие М. в ф. «Кабаре футуристов № 13» (1913, не сохр.) в качестве актера, а возможно, соавт. сценария и худож. В нач. 1918 М. работает на частной кинофирме «Нептун» - пишет сценарии и исполняет гл. роли в ф. «Не для денег родившийся» (по ром. «Мартин Идеи» Дж. Лондона), «Барышня и хулиган» (по пов. «Учительница рабочих» Э. Де Ами-чиса, единств. сохранившийся ф. с участием М.), «Закованная фильмой». В 1920 по сценарию М. ставится агитф. «На фронт» (не сохр.). В 1926 начинает сотрудничать с ВУФКУ - Всеукраинским фотокиноуправлением. Были поставлены ф. «Трое» (по сценарию «Дети»), «Декабрюхов и Октябрюхов» (оба - 1928). Не были реализованы сценарии «Слон и спичка», «Сердце кино» (переработка сценария «Закованная фильмой»), «Любовь Шкафолобова». Поэзия М. оказала влияние на формирование эстетики ведущей линии монтажного сов. кино 20-х гг., однако сценарии самого М. тяготели скорее к амер. кино, представленному творчеством Ч. Чаплина и др. выдающихся комиков, - с фигурой актера-автора в центре ф. М. разрабатывал так и не реализовавшийся в сов. кино жанр «высокой» феерии, к-рый ему удалось реализовать в т-ре. Особое положение, к-рое занимал М. в сов. кино, препятствовало установлению контактов с ведущими реж. Постановка сценария «Как поживаете?» (ф. о своем рабочем дне, где М. предполагал выступить в гл. роли) реж. Л. Кулешовым не осуществилась. Контакты с Г. Козинцевыми Л. Траубергом, к-рым М. предложил сценарий «Позабудь про камин», тоже не сложились. Работа в кино была для М. лабораторией для театр. драматургии. Сценарий «Позабудь про камин» он перерабатывает в пьесу «Клоп». Отдельные линии сценария «Товарищ Копытко» (1927) М. развивает в феерич. комедии «Баня», в сценарии «История одного нагана» (1927) появляются неожиданные для М. черты психологизма. Удачного воплощения поэтич. образов М. на экране удалось добиться в мультипликации - «Баня» (реж. С. Юткевич, А. Каранович, 1960), «Лошадь, скрипка и немного нервно» (реж. И. Евтеева, 1991). В 1930 М., несмотря на все попытки примирения с враждебной всякому творческому экспериментаторству официозной группировкой Рос. ассоциацией пролет. писателей - РАПП и даже вступление в нее (что было воспринято многими его соратниками по ЛЕФу как предательство), подвергся особенно жестокой травле со стороны РАППовских функционеров. Комедия «Баня», поставленная в театре В. Мейерхольдом, была снята с репертуара, власти отказали поэту в загран. визе, его выставка «20 лет работы» подверглась бойкоту. Все это вкупе с несчастной любовью привело его к самоубийству 14 апреля 1930. В последующие годы близкие М. супруги Брик приложили максимум усилий для восстановления его поэтич. репутации. После их письма Сталину в 1935 тот внезапно заявил, что М. «был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». С этого момента началась канонизация М.

МАЯКОВСКИЙ Вл. Вл.

В. В. Маяковский

Соч.: Поли. собр. соч.: В 13 т. М., 1955-61.