МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ - традиц. фольклор, образ, встречается в текстах
разной жанр. принадлежности. Его употр. в разл. контекстах сохраняет следы
древнейших мифол. связей и представлений о земле как жен. производящем
начале (согласно нек-рым толкованиям эпитет «сырой» несет значение сексуального
плана; земля «сырая», т. к. оплодотворена дождем и потому способна стать
матерью). В заговорах М.-С.З. выступает как прародительница всего сущего,
кормилица, источник богатства (в дух. стихе о «Голубиной книге»: «Телеса
наши от сырой земли»), средоточие красоты («Сукрасило тебе красно солнце,
светлый месяц, ясные звезды и вечерние зори»). К М.-С.З. обращались с просьбами
о защите от болезней, от неправедных судей и начальников, за помощью при
собирании целебных трав. У нее просили прощения - «В чем я согрешил». В
нар. песне герой перед казнью обращается к М.-С.З. Представления о М.-С.З.
как живом существе закрепилось в выражениях: «земля родит», «пьет дождевую
воду», «дрожит при землетрясениях», «засыпает зимой», «пробуждается по
весне». С М.-С.З. связана вера в ее магич. очистительные способности. В
заговорах просили М.-С.З. успокоить волнения в природе, сдержать метели
и ветры, унять «всяку гадину нечистую», «поглотить нечистые силы в бездны
кипучие». Этот последний мотив трансформировался в былинах: отчего М.-С.З.
не расступится, чтобы поглотить татарские полчища? В нар. правовой практике
долгое время сохранялась клятва землей: клявшийся заявлял, что если он
солгал, то «пусть сама М.-С.З. прикроет его». Мифология М.-С.З. предполагала
соотнесение ее с жен. персонажами (ср. сырость, влажность как признак Мокоши
и др.) - что в период двоеверия преобразовалось в отождествление с Богородицей.
Наиболее известное лит. отражение этого мотива - проповедь «Хромоножки»
в «Бесах» Ф.М. Достоевского, проанализированная в знаменитой статье Вяч.
И. Иванова «Основной миф в романе "Бесы"» (сб. «Борозды и межи». М., 1916),
ср. отражение ее в стихах О.Э. Мандельштама («Есть женщины сырой земле
родные»).