РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ

МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ

МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ - традиц. фольклор, образ, встречается в текстах разной жанр. принадлежности. Его употр. в разл. контекстах сохраняет следы древнейших мифол. связей и представлений о земле как жен. производящем начале (согласно нек-рым толкованиям эпитет «сырой» несет значение сексуального плана; земля «сырая», т. к. оплодотворена дождем и потому способна стать матерью). В заговорах М.-С.З. выступает как прародительница всего сущего, кормилица, источник богатства (в дух. стихе о «Голубиной книге»: «Телеса наши от сырой земли»), средоточие красоты («Сукрасило тебе красно солнце, светлый месяц, ясные звезды и вечерние зори»). К М.-С.З. обращались с просьбами о защите от болезней, от неправедных судей и начальников, за помощью при собирании целебных трав. У нее просили прощения - «В чем я согрешил». В нар. песне герой перед казнью обращается к М.-С.З. Представления о М.-С.З. как живом существе закрепилось в выражениях: «земля родит», «пьет дождевую воду», «дрожит при землетрясениях», «засыпает зимой», «пробуждается по весне». С М.-С.З. связана вера в ее магич. очистительные способности. В заговорах просили М.-С.З. успокоить волнения в природе, сдержать метели и ветры, унять «всяку гадину нечистую», «поглотить нечистые силы в бездны кипучие». Этот последний мотив трансформировался в былинах: отчего М.-С.З. не расступится, чтобы поглотить татарские полчища? В нар. правовой практике долгое время сохранялась клятва землей: клявшийся заявлял, что если он солгал, то «пусть сама М.-С.З. прикроет его». Мифология М.-С.З. предполагала соотнесение ее с жен. персонажами (ср. сырость, влажность как признак Мокоши и др.) - что в период двоеверия преобразовалось в отождествление с Богородицей. Наиболее известное лит. отражение этого мотива - проповедь «Хромоножки» в «Бесах» Ф.М. Достоевского, проанализированная в знаменитой статье Вяч. И. Иванова «Основной миф в романе "Бесы"» (сб. «Борозды и межи». М., 1916), ср. отражение ее в стихах О.Э. Мандельштама («Есть женщины сырой земле родные»).