РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МАРШ

МАРШ

МАРШ МАРШ - один из основных бытовых муз. жанров. М. присущи строгий, неизменный темп, четкий ритм, активные мелодич. интонации, к-рые часто образуют фанфарные ходы. Муз. размер - почти исключит. 4/4, иногда 2/4. Редкие примеры трехдольных песен-маршей: песня времен 1-й мир. войны «Слушайте, деды» (переинтонированный вальс) и «Священная война» А.В. Александрова (близка полонезу).

М. является одним из ведущих жанров военной музыки. Основные виды военных М.: строевой (парадный), походный, встречный и похоронный (траурный). М. сформировался как жанр военной музыки на основе синтеза походной песни, воинских сигналов, элементов танцев-шествий в 14 - 16 вв. Ранние формы М. возникли из исполнения песен на каком-либо духовом инструменте (обычно флейте) в сопровождении барабана. Впоследствии были созданы спец. военные инструмент. капеллы из медных и деревянных духовых, к-рые дополнились в конце 18 в. ударными инструментами. Маршевая музыка достигает расцвета в эпоху Великой франц. рев-ции, когда в этой сфере работают А. Гретри, Э. Мегюль, Ф.Ж. Госсек и др. Несколько военных М. создал во время войн с Наполеоном Л. Бетховен.

В России М. входит в репертуар военных оркестров в нач. 18 в. Вскоре почти каждый полк имел свою муз. эмблему - М. В кон. 18 - 19 вв., помимо военных капельмейстеров, военные М. писали Д.С. Бортнянский, Н.А. Титов, позднее П.И. Чайковский (под псевд. П. Синопов). В послерев. годы военный М. в России обогащался интонациями рев. и массовой песни. Среди авторов М. - С.А. Чернецкий, Н.П. Иванов-Радкевич, B.C. Рунов, Б.А. Диев, а также А.И. Хачатурян, В.И. Мурадели и др.

В истории М. постоянно взаимодействовали его «прикладная» и «художественная» формы. Так, не имеющие прикладного значения М. встречались уже в сборниках клавирных пьес У. Берда, Г. Перселла, Ф. Куперена, И.С. Баха, далее - в оркестровых сюитах, дивертисментах, серенадах доклассич. и классич. эпох. Начиная с Ж.Б. Люлли и до настоящего времени М. получает многообразное претворение в оперной и балетной музыке. В то же время «художественный» М. из оперы «Сципион» Г.Ф. Генделя (1726) приобретает впоследствии «прикладное» значение, став парадным М. британской гвардии гренадеров. Знаменитый венгерский «Ракоци-М.» стал частью худож. концепции драматич. легенды «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза и 14-й Венгерской рапсодии Ф. Листа, а «Свадебный М.» из музыки к «Сну в летнюю ночь» Ф. Мендельсона и траурный М. из фортепианной сонаты ор. 35 Ф. Шопена заняли прочное место в слушательском сознании как прикладные виды М.