МАРКСИЗМ - система полит., филос. и экон. взглядов, развитых
К. Марксом и Ф. Энгельсом в их осн. трудах: «Немецкая идеология», «К критике
полит. экономии», «Манифест Коммунистич. партии», «Капитал», «Развитие
социализма от утопии к науке», «Л. Фейербах и конец нем. классич. философии»
и др. Формирование М. проходило в усл. утверждения капитализма, обострения
классовых противоречий между пролетариатом и буржуазией, выхода на политич.
арену широких нар. масс, что нашло свое выражение в бурж.-дем. рев-циях
1848 - 49 в Германии, во Франции и Италии. Возникнув на основе критич.
усвоения достижений передовой обществ. мысли - нем. философии, англ. полит.
экономии и франц. социализма, М. выработал материалистич. концепцию понимания
истории. Рассматривая развитие об-ва как процесс смены ист. фаз, обществ.-экон.
формаций, М. пришел к выводу, что «способ пр-ва матер. жизни обусловливает
социальный, полит. и дух. процессы жизни вообще» (Маркс, Энгельс. Соч.
2-е изд. Т. 13. С. 6 - 7). Определяя сущность человека как «совокупность
всех обществ. отношений» (Соч. Т. 3. С. 3.), М. исходил из признания решающей
роли его трудовой деят-ности, развил теорию «отчужденного труда», согласно
к-рой рабочий отчуждает себя не только в продукте труда, но также «в самом
акте пр-ва» (Соч. Т. 42. С. 90). М. раскрыл характер получения прибав.
стоимости, дал глубокий анализ зар. платы как превращенной формы стоимости
и цены специфич. товара - раб. силы. Социальные противоречия капит. об-ва
сер. 19 в. были столь разительны, что взаимоотношения его осн. классов
представлялись Марксу и Энгельсу непримиримыми, и они выдвинули гл. задачей
«вырабатывать у рабочих возможно более ясное сознание враждебной противоположности
между буржуазией и пролет». (Соч. Т. 4. С. 459). Сделав вывод об ист. преходящем
характере капитализма, М. выдвинул положение о том, что только пролет.
рев-ция устраняет всякую частную собственность, уничтожает подневольный
труд, закладывает основы для бесклас. об-ва. В предсказанных М. чертах
этого нового общ-ва содержались также и эл-ты социальной утопии. Маркс
и Энгельс предсказывали, что коммунистич. рев-ция произойдет одновременно
во всех цивилизов. странах, т.е. покр. мере в Англии, Америке, Франции
и Германии. При этом они подчеркивали, что «рев-ции нельзя делать предумышленно
и по произволу и что рев-ции всегда и везде являлись необх. следствием
обстоятельств» (Соч. Т. 4. С. 334-335). Вместе с тем М. признавал и активную
роль науч. теории, обществ. сознания, интересов людей в преобразовании
мира. М. оказал глубокое воздействие на полит. и филос. мысль, на рабочее
движение, заложил основы для междунар. объединения пролетариата, создав
1-й Интернационал (1864 - 76). Однако в дальнейшем мн. положения М., отражавшие
реалии капит. об-ва 19 в., были механистически перенесены на совр. капитализм,
что приводило к неадекватным выводам об исчерпании им своего потенциала.
Абсолютизация роли рев. насилия и диктатуры пролет. также сузила возможности
творч. применения М. к ист. действительности. Нек-рые из высказанных основоположниками
М. идей относительно будущего устройства коммунистич. об-ва и принципов
его функционирования были некритически использованы в России после Окт.
рев-ции. Пропаганда М. в России связана с деят-ностью группы «Освобождение
труда», а затем РСДРП.
Лит.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1-50. М., 1955-81.
История марксизма-ленинизма: Формирование, развитие и распространение марксизма,
утверждение его в рабочем движении М., 1986.