РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Холодные отношения между вел. кн. Павлом Петровичем и его матерью имп. Екатериной II привели к изоляции «малого двора», располагавшегося чаще в Павловске и Гатчине. Двор М.Ф. до конца ее жизни представлял один из первых в России салонов, с к-рым в разные годы связ. имена В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, Н.И. Гнедича, Ю.А. Нелединского-Мелецкого и мн. др. поэтов и музыкантов. М.Ф. рисовала, вышивала, занималась токарной резьбой по слоновой кости, янтарю и папье-маше; изделия ее работы хранятся в ее дворцах и Рус. музее. В резиденциях М.Ф. устроила школы, городские госпитали, правосл. и лютеранские храмы, принимала активное участие в создании парков и обустройстве дворцов.
После восшествия на престол Павел I назначил свою супругу гл. начальницей всех казенных благотворит. и жен. учебных заведений. После назначения имп. М.Ф. попечительницей ин-тов ею были изменены учебные программы, дети принимались не с 6-ти, а с 9 лет и обучались девять лет. В ин-тах М.Ф. строго разграничила сословия. По программе, предложенной М.Ф., основным предметом стал Закон Божий, было отменено изучение лит-ры родной и иностр., естеств. истории. Эта система образования, выработанная в 1797, существовала в жен. ин-тах почти полвека, и развитие жен. образования приостановилось.
В конце царствования своего супруга М.Ф. оказалась в опальном положении, из к-рого вышла лишь по воцарении своего сына Александра. С этого времени она стала главой семьи, требуя от всех членов ее, не исключая имп. Александра I и затем Николая I, беспрекословного исполнения своей воли во всех семейных делах. С этого же времени императрица полностью взяла в свои руки высшее управление находившимися в ее ведении благотворит. и учебно-воспитат. заведениями. Императоры Александр I и Николай I считались с желаниями матери, и в этой области ей была предоставлена полная власть. Среди других заведений, устроенных имп. М.Ф., - Моск. и Петерб. вдовьи дома, в к-рых в 1813 началась подготовка первых в России женщин-медиков; организация «пепиньерских» классов (1803) при жен. ин-тахсцелью подготовки проф. педагогов; создание сиротских училищ (в дальнейшем Павловского и Мариинского жен. ин-тов); уч-ща ордена св. Екатерины; имп. уч-ща глухонемых; возведение здания Опекунского совета (затем «Ведомства имп. Марии») на терр. Сиротского ин-та и Воспитательного дома; основание Александровской мануфактуры, на производствах к-рой трудились выпускники сиротских уч-щ, а доход шел на содержание Воспитательного дома; орг-ция гор. больниц; попечение о Коммерческом Демидовском уч-ще, Градских богадельнях и т. д. Перед смертью М.Ф. просила имп. Николая I сохранить в ин-тах пансионерок ее имени, продолжать выдачу пособий, «не оставлять ее бедных» после ее смерти. В 1828 было образовано IV отделение собственной Е.И.В. канцелярии ( затем « Ведомство имп. Марии»), на к-рое было возложено заведование жен. воспитательными, благотворительными и сиротскими учреждениями.