РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891 -1938) - один из крупнейших рус. поэтов 20 в. Род. в Варшаве, в семье купца-кожевника. Окончил Тенишевское уч-ще в Пб. (1907), занимался в Сорбонне (1907 08), Гейдельбергском (1909- 10) и Петерб. (1911 - 17) ун-тах. Юношеские стихи, отразившие впечатления от рев. событий 1906, поместил в ж. Тенишевского уч-ща «Пробужденная мысль» (1907), тогда же ненадолго входит в эсеровскую орг-цию. В 1909-11 знакомится с Вяч. Ивановым, И. Анненским, Н. Гумилевым, А. Ахматовой, сближается с сотрудниками ж. «Аполлон», в 1912 входит в группу акмеистов. Выступал с теоретич. обоснованием акмеизма (статьи «Утро акмеизма», 1914 (?); «О природе слова», 1922). В стихах и статьях периода «Камня» (1908-15) - интенсивный поиск мироощущения, постепенно кристаллизующегося в осознании взаимосвязи между свободно творящей личностью и христ-вом (итоговая статья «Скрябин и христианство», 1917). Второе издание «Камня» (1916) принесло М. известность в России. Книга «Tristia» (1922) включала стихи периода войны и рев-ции и вызвала много сочуств. откликов как в России, так и в заруб. эмигр. печати. Уже в ней вполне проявились особенности поэтики М.: чрезвычайная смысловая и ассоциат. нагрузка каждого слова, индивид. для М. слова-символы («ключевые слова»); острое чувство историзма. Эти признаки присущи также вольным пер., прозе, письмам М.; они создают, при резких стилевых отличиях одного периода от другого, единый строй творч. текстов. В предокт. годы и позже М. часто менял места жительства, жил аскетически, безбытно. Окт. рев-цию не принял. В 20-е гг. постен, нарастает социальная изоляция М., вскоре осознанная им как закономерная. В 1923 пишет мемуарную прозу «Шум времени» (1925). В «Египетской марке» (1928, фр. пер. 1930) герой, «маленький человек», сталкивается с утратой людьми этич. качеств. «чувства чести»; ее поэтика, глубоко новаторская (по самохарактерисктике «показ эпохи сквозь птичий глаз») не имела существ. аналогий в европ. лит-ре. Один из возникших вокруг М. «скандалов» (в связи с выходом отредактированного М. пер. «Тиля Уленшпигеля» Ш. де Костера) вызвал «Четвертую прозу» (1930), где «разрыв с литературой» у М. обоснован автономностью поэтич. задачи. После поездки в Армению (неудавшаяся попытка найти постоянную работу) пишет цикл стихов и «Путешествие в Армению» (1930, 1931), завершивших продолжит. период «поэтич. немоты» (1925 - 29). В 1928 с помощью Н. Бухарина издает последние книги: «Стихотворения», «О поэзии», «Египетскую марку», после - редкие публикации в периодич. печати. В 1933 пишет свою «are poetiса» - «Разговор о Данте» и одновр. возрождает традиции «гражд. поэзии» в стихах «Холодная весна. Бесхлебный Старый Крым...», «Квартира» и сатире на Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны...» За них в 1934 арестован и сослан в Чердынь на Каме. После ходатайства Бухарина место ссылки заменено на Воронеж, где М. пишет «книгу» стихов «Воронежские тетради» (1935 - 37), впоследствии принесшую ему мировую славу. По окончании ссылки живет в Москве, Савелове, Калинине. В 1938 по доносу В. Ставского арестован, осужден на 5 лет лагерей. Погиб 27 дек. того же года в пересыльном лагере на Второй речке, близ Владивостока. М. не отделял себя от «века-властелина», но взял на себя самоубийств. роль противостоять тому страшному, что век нес в себе, поднять голос против «кремлевского горца», «сброда тонкошеих вождей», «полулюдей». Его речь всегда имела привкус «несчастья и дыма», напоминая о голодных крестьянах, раскулаченных мужиках, о репрессиях и казнях. В то же время для М. характерны жизнелюбие, радость тв-ва («и сладкогласный труд безгрешен»), вера в то, что «народу нужен стих таинственно-родной...», сознание, что такой стих - защита человека, помощь ему в трудных испытаниях. М. - один из самых сложных поэтов, для него характерны дерзкие метафоры и сравнения, неожиданные, смелые ассоциации, ключ к к-рым - в мировой и отеч. культуре. Лирика М. - своеобр. мир, выстроенный по законам воображения, опирается на гармонию архитектоники музыки и слова. М. всегда стремился к обогащению поэт. речи, к «обмирщению» слова, исходил из его многозначности, добивался расширения его функцион. возможностей за счет неожиданного столкновения и сочетания слов, создавал неологизмы («льнянокудрая», «светоговорильня», «душемучитель» и т.д.). Произв. М. при жизни публиковались лишь частично. Архив поэта собирала вдова, Н. Мандельштам (1899 - 1980), к-рая, по настоянию мужа, хранила в памяти многое из ненапечатанного; после 1956 записала стихи и прозу. В 40 - 50-е гг. Н.М., скитаясь по стране, не имея своего дома, доверила близким друзьям восстановл. тексты, а затем собранный архив был отдан на хранение в б-ку Принстонского ун-та (США). Первое собр. стихов М. вышло в большой серии «Б-ки поэта» в 1973; обстоятельно прокомментированное Н.И. Харджиевым, оно далеко не полно и ограничено по составу. В наши дни М. возвращается к отеч. читателю.

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич

О.Э. Мандельштам. Кон. 1920-х гг.

Соч.: Сочинения: В 2 т. М., 1990.