МАЛЯВИН Фил. Анд. (1869 1940) живописец. Начал худож. деят-ность
в иконописной мастерской на Афоне (1885 - 91). При содействии скульптора
В. А. Беклемишева переехал в Пб. Учился в АХ (1892-99) у И.Е. Репина, оказавшего
значит. влияние на портр. живопись М. («К.А. Сомов», «И.Э. Грабарь», оба
- 1895; «А.П. Остроумова», 1896). Самобытность худож. мышления и органичность
живописных решений ощущается уже в ранних работах. Для них характерна точность
лепки фигуры, живоп. единство фигуры и возд. пространства (портрет сестры
- «За книгой», 1895; «Старуха. Портрет Д.И. Татаринцевой», 1898). Крест.
тематика становится осн. в творчестве М. Обобщенность образов. передаваемая
декор., крупными мазками почти чистых красок - оранжевых, синих, зеленых,
сближает произв. кон. 1890-х - нач. 1900-х гг. со стилем «модерн». Образы
становятся менее конкретизированными, исчезает жанрово-повествоват. эл-т,
рис. отступает перед игрой интенсивных красочных пятен, создающих впечатление
вихревого движения, организованных единым ритмом и обрамляющих четко прорисованные
лица и руки («Смех», 1899; «Крестьянская девушка», 1899; «Девка», 1903;
«Вихрь», 1906). Вболее поздних работах живоп. динамика и яркая декоративность
ослабевают, появляются черты жанровости, четче прорисовываются лица, приближаясь
к портрету («Две девки», 1910-е гг.; «Верка», 1913). Использующее «репинскую
линию» портретное иск-во М. в дальн. получило развитие в рис., отличающемся
лаконизмом, точностью моделировки, изысканностью графич. мастерства. С
1903 - чл. «Союза рус. художников». С 1922 жил за границей.
Ф.А. Малявин. За книгой. 1895
Лит.: Александрова Н. Ф.А. Малявин. М., 1966; Ж и в о в а О.
А. Ф.А. Малявин. М., 1967.