МАКСИМОВ (наст. фам. С а м у с ь) Вл. Вас. (1880-1937)
- актер театра и кино. В 1904 работал в МХТ, где сыграл роли Треплева («Чайка»
А. Чехова) и Дмитрия Шуйского («Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого). С
1906 по 1918 с небольш. перерывами работал в Малом т-ре. Роли: Молчалин
(«Горе от ума» А. Грибоедова), Глумов, Бакин («Бешеные деньги» и «Таланты
и поклонники» А. Островского), Малькольм («Макбет» У. Шекспира) и др. В
1909 играл в труппе Синельникова Чацкого («Горе от ума»), Фердинанда («Коварство
и любовь» Ф. Шиллера), Незнамова («Без вины виноватые» Островского); в
1910 - Армана Дюваля («Дама с камелиями» Дюма-сына) в т-ре Незлобина. М.
имел красивый голос, был хорош собой, элегантен, пластичен, умел эффектно
носить костюм. Наиб. успех снискал в ролях неврастеников в салонных мелодрамах.
М. - «король экрана» рус. дорев. кино. Работал тапером, вплоть до гражд.
войны выступал с кинодекламациями (чтение текста во время демонстрации
фильма). Первая роль - Саввушка в ф. «Каширская старина» (1911) по роману
Д. Аверкиева. Снимался в ф. «Рус. зол. серии»: «Труп № 1346», «Разбитая
ваза», «Ключи счастья». Ритм актерской игры в «великом немом» понимал как
применение крупных планов, отказ от театральности. Незаурядный талант перевоплощения
проявил в ф. «Очи старой гадалки», где сыграл роли Деда, Отца, Сына. Впервые
ввел в практику кинематографа предварит. репетиции. Среди творч. удач М.
роль Феди Протасова в ф. «Живой труп» (1917, по Л. Толстому). Снимался
в ф. «Петербургские трущобы» (1915, Вересов), «У камина», «Позабудь про
камин» (1917- 18, Юрий Мещерский), «Слесарь и канцлер» (1924, Франц Фрей).
Принимал участие в создании Большого драм. т-ра, где работал с 1919 по
1924. На открытии сыграл роль Дон Карлоса. Роли: Карл Моор («Разбойники»
Ф. Шиллера), Антоний («Юлий Цезарь» Шекспира), Рюи Блаз (одноим. пьеса
В.Гюго) и др. Работал в провинции, выступал на эстраде как чтец. С 1924
преподавал в Ленингр. ин-те сценич. иск-в.