РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МАКСИМ ГРЕК

МАКСИМ ГРЕК

МАКСИМ ГРЕК МАКСИМ ГРЕК (в миру Михаил Триволис) (ок. 1475- 1555) - др.-рус. писатель, публицист, переводчик. Род. в Арте (Греция), в аристократ. семье, в 1492 эмигрировал в Италию, где очень скоро сошелся с гуманистами. Сначала живет во Флоренции, посещая Болонью, Падую, Милан, с 1496 по 1498 в Венеции, переходит на службу к Дж. Пико делла Мирандола, племяннику знам. гуманиста. Огромное впечатление на М.Г. произвела в 1498 казнь Савонаролы, которого он считал «совершенным иноком». В 1502 М.Г. постригается во Флоренции в католическом доминиканском мон., где раньше настоятелем был Савонарола. В 1504 М.Г. выезжает на Афон и принимает постриг в православном мон. под именем Максима. От лит. деят-ности этого периода сохранилось мало: несколько итал. писем, 4 греч. эпитафии, эпиграмма и канон Иоанну Крестителю.

В это время в Москве продолжалась работа по дополнению корпуса Св. Писания, переведенного на слав. язык, начатая еще при архиеп. Геннадии. В 1516 по просьбе Василия II М.Г. отправился в Москву для перевода толковой Псалтыри. На начальном этапе работы М.Г. знал слав. яз. еще недостаточно и переводил на лат. яз., хорошо знакомый переводчикам, начинавшим еще с Геннадием перевод библейских книг. В дальнейшем М.Г. овладел рус. яз, он много писал по-славянски, учил греч. яз., в Чудовом мон. в Кремле, где он жил, в его келье собирался ученый кружок. Тогда же М.Г. познакомился с Вассианом Патрикеевым, главой партии нестяжателей, имевшим значительный вес при дворе. Для него М.Г. сделал толкования к каноническим постановлениям, вошедшие в его Кормчую.

М.Г. активно участвует в антилатинской полемике. К этому периоду принадлежат послания Фед. Карпову и сочинения против Ник. Булева (Немчина), придворного медика и полемиста. Здесь М.Г. обращается к классике визант. догматической публицистики, в частности к произв. патриарха Фотия. Сочувствующий в Италии идеям Савонаролы, М.Г. в России оказывается на позициях, ближе всего стоящих к нестяжателям. Его воззрения излагаются в посланиях Василию III, Вассиану Патрикееву и неизв. монаху. Возможно, к тому же времени относится «Повесть страшна и достопамятна о совершенном иноческом житии», рассказывающая о Савонароле. Безусловно, в писаниях М.Г. нет ни осуждения практики русских монастырей, ни «хулы» на них, ни призыва отнимать монастырские имения.

Еще в 1522 М.Г. просил Василия III в соотв. с прежним договором отпустить его на Афон, однако ему было отказано. В том же году митрополитом становится противник Вассиана иосифлянин Даниил. В 1525 наряжается следствие по делу М.Г., его друга Берсеня-Беклемишева и Фед. Жареного, собирается церк. собор, который признает М.Г. виновным в ереси и в осуждении практики поставления митрополитов в Москве, а не в Константинополе. М.Г. отправляют в заточение в Иосифо-Волоколамский мон. Первоначально ему было запрещено писать и он был лишен причастия. В 1531 состоялся новый собор, где М.Г. и Вассиан обвинялись в написании еретической Кормчей, проповеди незаконности монастырского землевладения, хуле на рус. святых и сговоре с турецким султаном. Несмотря на отсутствие доказательств вины, М.Г. был отправлен в новую ссылку в Тверской Отроч мон., где ему жилось уже легче, т. к. еп. Акакий отнесся к нему очень хорошо. После смещения митр. Даниила в 1539 митр. Иоасаф существенно улучшил положение М.Г.

В Твери М.Г. вновь начинает заниматься писательской деят-ностью. Одно из первых его сочинений «Слово, пространно излагающе... нестроения...», посв. смуте после смерти Василия III (1533). Там М.Г. пишет свое «Исповедание веры» и ряд др. сочинений, к тому времени относятся послания молодому Ивану Грозному, новому митр. Макарию (1542 - 63). В Твери М.Г. начинает писать «Главы поучительны началствующим правоверно» - поучение царю. Ок. 1550 по ходатайству игумена Троице-Сергиева мон. Артемия М.Г. освобождают и переводят в Сергиев мон.

В эти годы М.Г. переводит новые тексты, в т.ч. из «Лексикона» Суды, продолжает свои старые публицистич. темы - против ересей, апокриф. сказаний, астрологии, пишет филос.-этические соч., обучает греч. яз. В 1555 М.Г. скончался в Троице-Сергиевом мон. М.Г. оказал огромное влияние на рус. культуру, познакомив писателей с традициями греч. полемической лит-ры, античной эпистолографии, филос. диалога. Неск. поколений др.-рус. писателей учились мастерству на произв. М.Г. Полностью сочинения М.Г. не изданы.

МАКСИМ ГРЕК

Преподобный Максим Грек. Икона 20 в.

Изд. и Лит.: Синицина Н. В. Максим Грек в России. М., 1977; Б у л а н и н Д. М. Переводы и послания Максима Грека. Л., 1984; Пам. лит-ры Др. Руси, кон. 15 - нач. 16 в. М., 1984.