РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МАКАРИИ

МАКАРИИ

МАКАРИИ МАКАРИИ (1482- 1563) - митр. Моск. и всея Руси. Постриженник Пафнутьево-Боровского мон. В 1523 митр. Даниилом поставлен в игумены Лу-жецкого мон. Там же произошло его сближение с Василием III. 4 марта 1526 поставлен в Новгород архиепископом. В отношении гос. дел и церк. политики М. поддерживал митр. Даниила. Находясь в Новгороде, М. не только реорганизовывал мон., но и вел активную миссионерскую деят-ность в Карелии. Несмотря на изгнание Даниила Шуйскими, М. остался Новгор. архиеп. После свержения Шуйских и смещения митр. Иоасафа М. 16 марта 1542 торжественно поставлен митр. Моск. и всея Руси.

М. занял главенств. положение среди опекунов малолетнего Ивана IV. В 1547 венчает его на царство, «Чин венчания» для церемонии был составлен самим М. После пожаров лета 1547 и последовавшего за тем мятежа сближается с Сильвестром и вскоре становится одной из доминир. фигур уже нового круга царских соратников. В Новгороде М. была начата грандиозная работа по составлению корпуса «всех книг четьих» Др. Руси. По замыслу М., Великие Минеи Четий в отл. от обычных миней четиих д. б. включать не только агиографич. соч. и избр. поуч. и слова Отцов церкви и знам. проповедников, но и толковые Евангелия, апокрифические соч., традиционно имевшие распространение на Руси и не считавшиеся отреченными, сб-ки изречений типа «Пчелы», библ. книги. На церк. соборах 1547, 1549 были канонизированы мн. рус. местно чтимые святые. На этих же соборах М. выступал с примирит. речами, к-рые д. б. упорядочить отношения между разл. группами об-ва. Так, М. была предпринята грандиозная программа по унификации лит-ры, церк. жизни и жизни всего гос-ва в целом.

Вскоре после формирования т. н. Избранной Рады, куда вошли А. Адашев, Сильвестр, А. Курбский, возникли противоречия между убежденным иосифлянином М. и склонявшимися к идее секуляризации церк. земель советниками Ивана IV. В это время М. пишет царю ряд посланий о защите монаст. землевладения и о церк. суде. На соборах 1550 и 1551 победили сторонники М. Предполагается, что М. принимал участие в составлении уставного сб-ка, содержащего решения собора 1551, - «Стоглава». В последующие годы М. активно поддерживал завоеват. политику Ивана IV (сохранились его послания участникам Казанских походов). М. боролся с еретиками, осуждая за мелкие отступления не только от догматов веры, но и от традиционно сложившихся воззрений на гос. устройство. Однако в 1551 М. разрешил вернуться Максиму Греку. После разрыва Ивана IV с Адашевым и Сильвестром М. на соборе 1560 осудил их за колдовство. М. оставался в почете у Ивана IV до своей смерти. Похоронен в Успенском соборе. Есть нек-рые основания полагать, что были попытки канонизировать М.

МАКАРИИ

Святитель Макарий, митрополит Московский. Икона 20 в.

Объем лит. деят-ности М. не до конца выяснен. Самой значит. работой его жизни было рук-во составлением Великих Миней Четиих. После заверш. первого варианта еще в Новгороде (Софийский список) к 1541 М. по приезде в Москву почти сразу начинает работу над новым вариантом. Если в Новгороде он опирался на остатки кружка архиеп. Геннадия, то теперь получает возможность привлекать самые шир. слои книжников. Его сотрудниками оказываются монахи, професс. переводчики Посольского приказа, бояре, священники: Зиновий Отенский, Д. Герасимов, В. Тучков, Ермолай-Еразм, Василий (Варлаам), Произв. др.-рус. лит-ры в осн. перерабатывались, приводились к единому риторич. украшенному стилю. Создавались жития вновь канонизир. святых. М. придирчиво относился к работе, и известны случаи, когда он не принимал произв.

Переводные произв. по возможности вновь сличались с оригиналами, вероятно, иногда выполнялись новые пер. Успенский (1552) и Царский списки Великих Миней Четиих пополнились новыми житиями, патериками, толковыми Псалтырями, церк.-полемич. соч. 16 в. (напр., «Просветитель» Иосифа Волоцкого) и др. Великие Минеи Четий действит. представляли собой почти полный свод др.-рус. письменности и лит-ры, за искл. летописей и хронографов. В Новгороде М. также занимался летописанием, принимал участие в составлении пасхалии на 500 лет вперед. При М. в Москве начала работать первая анонимная типография, выпустившая неск. изданий. Впоследствии там начинал работу Иван Федоров.

Лит.: Барсов Е. В. Др.-рус. пам. свящ. венчания царей на царство... // Чтения в Об-ве истории и древностей Рос. 1883. Кн. 1; Моисеева Г. Н. Старшая редакция «Писания» митр. Макария новгор. архиеп. Пимену //Тр. Отд. др.-рус. лит. М.; Л., 1960. Т. 16; Шмидт С. О. Становление рос. самодержавства, М., 1973.