РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Основа пед. концепции М. - соединение воспитания и обучения с коллективным производит. трудом, Взгляды М. во многом перекликались с совр. ему исканиями в области социальной педагогики и пед. психологии, однако при его жизни не пользовались безоговорочным авторитетом, подвергались резкой критике как со стороны представителей гуманистич. педагогики, так и со стороны сов. идеологич. инстанций. Противниками его системы были, напр., Н.К. Крупская и А.В. Луначарский. Практическая деят-ность М. неоднократно прерывалась вмешательством властей. Последние годы жизни М. прошли в атмосфере непрекращающейся травли, однако после смерти педагог был провозглашен классиком, а его система, превращенная в догмат, объявлена основой сов. педагогики. В 1960-е гг. идеи М. привлекли внимание на Западе (особенно в ФРГ).
Первой опубл. работой М. был очерк о зерносовхозе в Сальских степях в соавторстве с Н. Фере (1930, на укр. яз.). Еще до рев-ции был написан рассказ «Глупый день». В 1915- 16 М. редактировал подпольный ж. «Институтская щель». Системат. лит. деят-ность М. началась с пов. «Марш 30 года» (1932). Осн. произв. М.: «Педагогическая поэма» (1933 - 35), пьеса «Мажор» (1935), пов. «Честь» (1937 - 38), «Книга для родителей» всоавт. с женой - Г. Макаренко (1937), «Флаги на башнях» (1938). К худож. произв. примыкают пед. труды, статьи об опыте работы в колониях, о детской лит-ре. Характерные черты М.- писателя воплощены в «Педагогической поэме». Это сплав разных жанров: документальной прозы, исповеди и «поэмы». «Педагогич. поэма», в к-рой утверждалась идея особой силы коллектива в воспитании и к-рая стала как бы художественной иллюстрацией к педагогич. идеям М., положила начало «воспитательной» прозе и играла особую роль в системе «идейно-воспитат. работы» сов. школы.