МАЙОЛИКА (итал. Maiolica от Majolica - старого названия о-ва
Мальорка/ Майорка в Средизем. м., через к-рый в Италию поступали произв.
исп. и мавританской керамики) - 1) Итал. керамич. изделия 15 - 17 вв. с
цв. пористым черепком и сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной
глазури (продукция керамич. мастерских Флоренции, Фаэнцы, Сиены, Урбинои
др. гор.). Итал. майоликовая живопись (портреты, фигуративные композиции
на декор. посуде и т. д.) и скульптура сближаются с произв. станкового
иск-ва (изделия семейства делла Роббиа) и носят самостоят. характер. 2)
Изд. из цв. обожженной глины, покрытые глазурью; для них характерны текучесть
силуэтов, контрастность цветов, массивность, яркий блеск глазури, световые
блики. М. зарождается на Бл. и Ср. Востоке (Египет, Вавилон, Персия), распространяется
в европ. странах (Испания, Франция, Германия). В России известна с 11 в.
Расцвет М. приходится на 17 в. В Ярославле и Москве она используется в
осн. как архит. декор (порталы, наличники, фризы, изразц. печи). В 18в.
изделия с монохромной росписью по белому фону выпускал з-д Гребенщикова
в Москве, с полихромной - мастерские Гжели. В кон. 19 - нач. 20 в. произв.
М. создавали М. Врубель, В. Васнецов, А. Головин, С. Малютин; в архитектуре
модерна М. широко используется в отделке фасадов и интерьеров, известны
иконостасы из М. (собор свв. Петра и Павла в Петергофе, арх. Н. Султанов).
Для совр. М. хар-ны новые пластин, и живой, решения массы, глазури, эмалей
(произв. Ф. Леже, П. Пикассо - Франция, И. Ефимова - Россия), использование
М. в изделиях керамич. з-дов, в оформлении зданий, станций метрополитена
и др.