РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

МАЙОЛИКА

МАЙОЛИКА

МАЙОЛИКА МАЙОЛИКА (итал. Maiolica от Majolica - старого названия о-ва Мальорка/ Майорка в Средизем. м., через к-рый в Италию поступали произв. исп. и мавританской керамики) - 1) Итал. керамич. изделия 15 - 17 вв. с цв. пористым черепком и сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури (продукция керамич. мастерских Флоренции, Фаэнцы, Сиены, Урбинои др. гор.). Итал. майоликовая живопись (портреты, фигуративные композиции на декор. посуде и т. д.) и скульптура сближаются с произв. станкового иск-ва (изделия семейства делла Роббиа) и носят самостоят. характер. 2) Изд. из цв. обожженной глины, покрытые глазурью; для них характерны текучесть силуэтов, контрастность цветов, массивность, яркий блеск глазури, световые блики. М. зарождается на Бл. и Ср. Востоке (Египет, Вавилон, Персия), распространяется в европ. странах (Испания, Франция, Германия). В России известна с 11 в. Расцвет М. приходится на 17 в. В Ярославле и Москве она используется в осн. как архит. декор (порталы, наличники, фризы, изразц. печи). В 18в. изделия с монохромной росписью по белому фону выпускал з-д Гребенщикова в Москве, с полихромной - мастерские Гжели. В кон. 19 - нач. 20 в. произв. М. создавали М. Врубель, В. Васнецов, А. Головин, С. Малютин; в архитектуре модерна М. широко используется в отделке фасадов и интерьеров, известны иконостасы из М. (собор свв. Петра и Павла в Петергофе, арх. Н. Султанов). Для совр. М. хар-ны новые пластин, и живой, решения массы, глазури, эмалей (произв. Ф. Леже, П. Пикассо - Франция, И. Ефимова - Россия), использование М. в изделиях керамич. з-дов, в оформлении зданий, станций метрополитена и др.

МАЙОЛИКА

Майолика. Рукомойник. 18 в.