ЛЮБОМУДРЫ - чл. филос.-лит. кружка «Общество любомудрия», образов.
в 1823 и распущ. после восстания декабристов 14 дек. 1825. Об-во возникло
на осн. кружка, к-рый сложился в Благородном пансионе при Моск. ун-те под
рук. преподавателя С. Раича. В «Об-во любомудрия» входили поклонники нем.
идеалистич. философии В. Одоевский, Д. Веневитинов, А. Кошелев, бр. Киреевские,
Н. Рошалин. Тесные отношения с об-вом поддерживали В. Кюхельбекер, А. Хомяков,
М. Погодин, С. Шевырев, М. Максимович. Отрицательно относившиеся к франц.
просветительству 18 в., участники об-ва гл. своей задачей ставили изучение
и распространение нем. идеализма. На регулярных заседаниях об-ва, считавшего
себя «тайным», читались и обсуждались произв. И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга,
Л. Окена. Для пропаганды своих идей использовали альм. «Мнемозина». Несмотря
на то, что к об-ву были близки нек-рые декабристы - Кюхельбекер, М. Нарышкин,
оно не было политич. орг-цией, не занималось ни политикой, ни естествоиспытательством,
а лишь «чистой» философией, отрывая ее от жизни и конкретных наук. «Об-во
любомудрия» сыграло положит. роль в истории рус. философии, обществ. и
науч. мысли. Оно явилось 1-м филос. кружком в России, стало идейным воспитателем
мн. крупных представителей партии «славянофилов» (бр. Киреевские, Кошелев,
Хомяков), идеологов офиц. народности (Шевырев, Погодин). Идеи об-ва оказали
влияние на развитие ист. мысли (Погодин), экономич. науки (В. Андросов),
лит-ры (Одоевский, В. Титов). После роспуска «Об-ва любомудрия» его участники
пытались объединиться вокруг «Моск. вестника».