РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛУСПЕКАЕВ Пав. Бор.

ЛУСПЕКАЕВ Пав. Бор.

ЛУСПЕКАЕВ Пав. Бор. ЛУСПЕКАЕВ Пав. Бор. (1927-70) -актер т-ра и кино. Окончил театр. уч-ще им. М. Щепкина при Малом т-ре в Москве (1950, педагоги К. Зубов и А. Дикий). В 1950 - 55 - в труппе Рус. драм. т-ра им. А. Грибоедова в Тбилиси. Легкий юмор и эмоцион. заразительность отличали исполнение Л. первых ролей на сцене - Хлестакова в «Ревизоре» Н. Гоголя и Ленского в комедии С. Михалкова «Раки», драм. взрывчатость и глубина - Алексея в «Оптимистич. трагедии» В. Вишневского и Тригорина в «Чайке» А. Чехова. В 1957 - 58 - артист Рус. драм. т-ра им. Леси Украинки в Киеве. С 1959 по 1965 - в труппе БДТ им. М. Горького. Актер выдающегося драм. темперамента, яркого сценич. обаяния, проникнов. лирич. дара и органичности, Л. создал ряд безусловных сценич. шедевров: роли Черкуна в «Варварах» Горького (1959) и Галлена в «Не склонивших головы» Н. Дугласа и Г. Смита (1961) - оба реж. Г. Товстоногов; Боннара в «Четвертом» К. Симонова (1961, реж. Р. Агамирзян) и Нагульнова в «Поднятой целине» по М. Шолохову (1964, реж. Товстоногов). Сложностью и напряжением внутр. жизни отмечено исполнение Л. ролей Матвея Кожемякина и Ноздрева в телеспектаклях «Жизнь Матвея Кожемякина» по Горькому и «Мертвые души» по Гоголю. Всенародное признание и любовь принесла Л. роль таможенника Верещагина в к/ф В. Мотыля «Белое солнце пустыни» (1970). Среди др. ролей: Жора Поцелуйко («Не называя фамилий» В. Минко, 1953, т-р им. Грибоедова); Котовский («Рассвет над морем» Ю. Смолича, 1958), Бакланов («Второе дыхание» А. Крона, 1958) - т-р им. Леси Украинки; Гайдай («Гибель эскадры» А. Корнейчука, 1960), Виктор («Иркутская история» А. Арбузова, 1960) - БДТ им. М. Горького; Андрей Бабичев в телеспектакле «Зависть» по И. Бабелю (1967). Снимался в кино: Карцев, «Тайна двух океанов», 1955; Кузнецов, «Балтийское небо», 1961; Степане, «Капроновые сети», 1963; Косталмед, «Республика Шкид», 1966; Генерал Караска, «Три толстяка», 1966; Ферапонтов, «Третье апреля», 1969; Майор, «Зеленые цепочки», 1969.