РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Осн. науч. интересы: история летописания, обществ. движения на Руси 15 - 16 вв. «Проигравшая сторона» в офиц. историографии и летописании Моск. Руси не имела права голоса, еретики и вольнодумцы или вообще не упоминались, или представлялись монстрами и изменниками. Л. пытался восстанавливать их действия и образ мысли на основе заведомо недобросовестных и враждебных источников. Этим сюжетам посвящены осн. монографии Л.: «Антифеодальные и еретические движения на Руси 14 -нач. 16 в.» (М.; Л., 1954, совм. с Н.А. Казаковой); «Послания Иосифа Волоцкого» (М.; Л., 1959, совм. с А.А. Зиминым); «Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 - нач. 16 в.» (докт. дисс.; М.; Л., 1960); «Повесть о Дракуле» (М.; Л., 1964); «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским» (Л., 1979) и др.
Л. занимался также поэтикой др.-рус. лит-ры, историей кинематографа, проблемами философии истории («После Льва Толстого». СПб., 1993), историей и лит-рой 20 в. («Россия древняя и Россия новая». СПб., 1997; «История одной жизни». Париж, 1987, под псевд. Б.Я. Копржива-Лурье).
Мировоззрение Л., сложившееся еще в 1930-е гг., было близко рос. социал-демократам. С того же времени он участвует в обществ. движении. В 1940 вместе с однокурсником Ю.Ф. Поляковым распространял в Ленинграде листовки против Финской войны. С конца 1960-х гг. поддерживал связи с правозащитниками, из-за чего и был изгнан из Пушкинского дома.