РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛУКОВИЦА

ЛУКОВИЦА

ЛУКОВИЦА ЛУКОВИЦА (луковичная глава) - форма покрытия главы (обычно церкви): напоминающая по силуэту луковицу. Завершение храмов в виде Л. распространяется, вероятно, на рубеже 16-17 вв., хотя имеются свидетельства о применении Л. в архитектуре и декор.-прикл. иск-ве Руси с конца 12 в. Происхождение этого эл-та окончательно не выяснено. Исследователи 19 в. предполагали влияние вост. (мусульманского) зодчества - индийского (Виолле ле Дюк, И. Горностаев, Г. Гагарин; возможно, через посредство визант. архитектуры - Л. Даль, Е. Румянцев) или даже татарского. Однако такой тип завершений получает на Востоке распространение тогда, когда он вполне сформировался в России: в Персии в 16 в., в Индии в 17 в. Наиб. убедит. представляется происхождение Л. от форм деревянного зодчества (И. Забелин, В. Суслов, А. Новицкий) как результата эволюции крещатой бочки, поставленной на многогранное основание, под влиянием традиций щипцовых завершений деревянных храмов и с учетом климатич. условий Севера.

Функциональное значение Л. (препятствие скоплению снега и влаги и т. д.) не представляется существ. В связи с этим распространена символич. религиозно-эстетич. трактовка, наиб. ярко обоснованная Е. Трубецким. По его мнению, Л. «воплощает идею молитвенного горения к небесам», причастности земного мира потустороннему. Это «как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся».

ЛУКОВИЦА

Луковицы куполов храма Иоанна Предтечи в Ярославле. 1671-87

Полусферич. купол внутри храма обозначает высший предел Вселенной, небесную сферу; снаружи, под подлинным небесным сводом, «тот же купол принимает подвижную форму заостряющегося кверху пламени», символизирующего необходимость подъема к высшему. А. Лидов предполагает, что Л. - не декоративный или появившийся в ходе эволюции эл-т, а воспроизведение формы купола Иерусалимской Кувуклии - храма Воскресения Христова (луковичный с сер. 12 в.), впервые примененной в Сионе Успенского собора Кремля (1486).

Завершение в виде Л., не характерное для столич. церк. стр-ва 1-й трети 18 в., получает вновь распространение в зодчестве «елизаветинского барокко» в связи с возрождением императрицей нац. стиля (Ф. де Растрелли, С. Чевакинский), вновь почти перестает встречаться в эпоху классицизма и становится одним из важнейших эл-тов рус. стиля со времени К. Тона и по нач. 20 в.

Лит.: Новицкий А. П. Луковичная форма рус. церковных глав: Ее происхождение и развитие //Древности. Труды комиссии по сохранению др. памятников Имп. Моск. археологич. об-ва. М. 1909. Т. III; Плужников В. И. Термины рос. архит. наследия. М., 1995.