ЛУКИН Лев Ив. (наст. фам. Сакс) (1892-1961) - балетмейстер.
Окончил Моск. муз. уч-ще им. Гнесиных в 1910 и балет. студию под рук-вом
Э. Элирова в 1912. Учился также в балет. студии под рук-вом А. Шаломытовой,
где дебютировал как балетмейстер, поставив «Арлекинаду» Р. Дриго. В 1920
- 24 руководил созданной им труппой «Студия Свободного балета» / «Моск.
Свободный балет». Осн. пост.: «Сарказмы» и «Мимолетности» (1920, С. Прокофьев),
«Трагич. поэма» и «Сатаническая поэма» (1921, А. Скрябин), «Этюды к "Поэме
Экстаза"» и «11 танц. номеров» (1922, Скрябин), «Сафо» (1923, А. Лурье),
«Древнееврейские пляски» (1923), «Испанские танцы» (1924), «12 танцев»
(1924, Ф. Шопен), «Вторая рапсодия» (1924, Ф. Лист). В 1924-30 балетмейстер
и реж. Бакинского рабочего т-ра. В 1936 - 44 рук. Моск. студии им. А. Дункан.
Пост.: «Шестая симфония» П. Чайковского (I и IV ч.), «Карнавал» Р. Шумана,
«Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, хореографич. номера на музыку Шопена,
Скрябина, Ф. Листа и др. Поставил также балет «Кармен-сюита» (1927, Ж.
Визе) в Тифлисском т-ре и «Конек-Горбунок» (1950, Ц. Пуни) в Уфимском т-ре
оперы и балета. В 1945 - 60 занимался режиссурой, работал в цирке, ставил
танцы на эстраде, в операх, водевилях, драм. спектаклях; преподавал в худ.
самодеятельности. Балетмейстер-экспериментатор, в 1920-е гг. - один из
создателей, новых пластич. форм. Л. стремился через скульптурно-графич.
композиции, в единстве музыки и танца выявить не раскрытые ранее возможности
человеч. тела, В пост. сочетал акробатику, классику и свободную пластику.
Был причислен критикой к «левым» балетмейстерам, его хореографич. соч.
называли «рус. экспрессионизмом».