ЛОТМАН Юр. Мих. (1922-94) -выдающийся лит-вед, семиотик, культуролог.
Род. всемьепетрогр. интеллигентов (отец - юрист, мать - врач). В 1939 Л.
поступает на филологич. ф-т Ленингр. ун-та. Образование было прервано начавшейся
в 1941 войной. Артиллерийский полк, в к-ром служил Л. сначала солдатом,
затем сержантом, прошел до Берлина. С 1946 по 1950 продолжил учебу в ун-те.
В 1949 опубл. свою первую научную работу, а в ее составе считавшуюся утрач.
рукопись, посв. раннедекабристскойорг-ции. После окончания ун-та научная
и преподават. деят-ность Л. связана с г. Тарту (Эстония), где он работает
сначала в Учительском ин-те (ныне Учительская семинария), а с 1954 в Тартуском
ун-те на кафедре рус. лит. сперва в должности доцента, в 1960 - 77 зав.
кафедрой, с 1963 - проф. В 1951 он защищает канд. дисс., подготовл. еще
в студенч. годы, о творч. Н. Карамзина и А. Радищева, а в 1961 докт. дисс.
- глубочайшее иссл. о рус. лит-ре преддекабристского периода. В 1958 Л.
публ. обширную монографию о А. Кайсарове, бывшем в нач. 19 в. одним из
первых преподавателей рус. яз. и словесности в Тартуском ун-те; кн. была
написана в значит. мере на осн. архивных разысканий. В круг иссл. Л. входят
как ключевые фигуры ист.-лит. процесса, так и контекст рус. и зап.-европ.
культур. Выделяются и «вечные спутники» ученого - Радищев, Карамзин, А.
Пушкин, декабристы. Между иссл. «трудов и дней» Карамзина (хронологически
оно охватывает период с 1957 по 1990) стоят научное издание «Писем русского
путешественника» (1984) и монография «Становление Карамзина» (1987). Первая
крупная работа о Пушкине датирована 1960, последняя - 1990, а между ними
знаменитая «трилогия» о поэте, исполненная на высоком научном уровне и
одновременно просветит. по духу: «Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин".
Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста» (1975), «Роман Пушкина "Евгений
Онегин". Комментарий» (1980), «А.С. Пушкин. Биография писателя» (1981,
за к-рую Л. удостоился медали от Мин-ва просвещения Эстонии и лит. премии).
К нач. 60-х гг. относится расширение методологич. базы научных иссл. Л.
- в сферу его изучения входят семиотика и культурология. Одна из первых
работ этого цикла иссл.: «О разграничении лингвистического и литературоведческого
понятия структуры» (Вопр. языкознания. 1963. № 3). Научные контакты и собств.
иссл. позволили Л. и его единомышленникам организовать в Тарту беспрецедентные
по науч. уровню Летние школы по проблемам семиотики (1964, 1966, 1968,
1970, 1974), а также наладить выпуск серии уч. записок «Труды по знаковым
системам». Л. - создатель тартуской школы семиотики, один из краеугольных
камней к-рой - фундамент. положение о культуре как «совокупности всей ненаследственной
информации и способах ее организации и хранения» (Лотман Ю. Статьи по типологии
культуры. Тарту, 1970. Вып. 1). Л. удалось в непростое для науки время
обеспечить преемственность научных иссл. С одной стороны, он развивал традиции
науч. школы, заложенные еще в стенах ун-та учителями Л. (Н. Мордовченко,
Г. Гуковский, А. Рифтин, М. Азадовский и др.), с другой - стремился привлечь
к участию в «Трудах» виднейших отечеств. ученых, напр. М. Бахтина и В.
Проппа. Иссл. тартуской школы семиотики были высоко оценены зарубежными
учеными - Р. Якобсоном, К. Тарановским, К. Леви-Стросом, У. Эко и др. Поч.
чл. Британской академии (1977), Амер. лингвистич. об-ва, акад. Норвежской
и Шведской академий, чл. мн. междунар. науч. об-в, вице-президент Междунар.
ассоциации семиотики, чл. редколлегий ж. «Semiotica» (Париж) и «Poetica»
(Амстердам).
Ю.М. Лотман
Соч.: Избр. статьи: В 3 т. Таллинн, 1992-93.
Лит.: Гаспаров Б. М. Тартуская школа 1960-х годов как семиотический
феномен // Wiener Slavistischer Almanach. Wien, 1989. Bd.23.C.7-21.